Выручка краснодарского дистрибутора товаров для дома «Русский стиль — 97» с 2006-го по 2010 год выросла с 1,5 до 7 млрд рублей, а его розничного проекта «Санги Стиль» — с 0,5 до 5,6 млрд. В кризис, пока рынок стагнировал, магазины «Санги Стиль» открывались один за другим — и волна спроса на недорогие товары для дома сразу же подняла компанию на несколько уровней (см. график 1 и 2). Правда, по словам Дмитрия Щербакова, соучредителя группы и гендиректора компании «Русский стиль — 97», в прошлом году рост замедлился, финансовые показатели в целом остались на уровне 2010 года, однако это можно связать скорее с изменениями в стратегии бизнеса и возросшими расходами. В «Санги Стиль» решили отказаться от аренды площадей: теперь компания будет инвестировать в собственные помещения. Кроме того, совместно с транснациональным гигантом L’Оreal решено создать новый формат — магазины красоты, ориентированные на массового потребителя. Параллельно будет развиваться внутренняя логистика, маркетинговая стратегия, сайт и многое другое. Пока трудно подсчитать, каких инвестиций потребуют изменения и насколько это замедлит рост компании, однако уже сейчас ясно, что мы наблюдаем строительство трамплина для нового прыжка кубанской «газели».
О стратегии развития компании Дмитрий Щербаков рассказал в интервью «Эксперту».
— В 2006 году оборот опта в вашей группе был втрое больше, чем розницы, а в 2010-м разрыв между ними составил всего 25 процентов. Как пришло понимание, что именно в рознице заложен значительный источник роста?
— Основной рост в рознице начался в 2007–2008 годах. Сказать, что это была долгосрочная стратегия, нельзя; скорее это был ответ на вызов дня. К тому времени мы имели все контракты с поставщиками, какие только можно, но у нас закончился естественный источник роста. Мы понимали, что нужно куда-то двигаться дальше. Те же банки говорили нам: вот вам деньги, вы должны их осваивать. И когда мы увидели, что в преддверии кризиса резко стала падать арендная плата, то быстро вошли в розницу — это было естественное решение. Результат — огромный рост продаж. Насколько я помню, мы сейчас на первом месте по количеству магазинов (см. график 3. — «Эксперт») и по общим оборотам.
— Насколько существенным фактором вашего развития стал кризис?
— В период кризиса мы столкнулись с потерей оптовых клиентов и стали вкладывать в магазины, которые, в отличие от клиентов, никуда не денутся. Оказалось, что попали в спрос. Вообще, расти можно только во время кризиса. Всегда нужно плыть против течения — это гораздо проще. Если все плывут по течению, получается давка. К тому же нас поддерживал Сбербанк, 90 процентов наших кредитов сосредоточено там. Во время кризиса нам давали деньги, потому что мы их возвращали. Все вокруг закрывались, а мы показывали, как открываются наши новые точки.
— Почему первоначально вы решили сделать акцент на размещении магазинов именно в небольших городах?
— В крупных городах — Ростове, Краснодаре, Воронеже, Волгограде — гораздо больше конкуренция,