В конце марта в Японии был планово остановлен атомный реактор третьего энергоблока крупнейшей в стране АЭС «Касивадзаки-Карива». Таким образом, у японцев остался всего один работающий реактор — на острове Хоккайдо. Впрочем, несмотря на это, на прошлой неделе глава Росатома Сергей Кириенко обменялся с японскими коллегами нотами о вступлении в силу межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии. Россия — один из ведущих игроков на ядерном рынке. РФ традиционно лидирует в сегменте предоставления услуг по обогащению урана, обеспечивая 40% потребностей мировой ядерной энергетики в этом виде услуг ядерного топливного цикла. И сотрудничеством с Японией дело не ограничивается — там-то пока, после аварии на «Фукусиме», атомная промышленность сворачивается.
С конца 1980-х «Техснабэкспорт», дочерняя компания Росатома, поставляет низкообогащенный уран в Соединенные Штаты, которые имеют развитую атомную энергетику, но сами обеспечивают лишь 12% мирового рынка услуг по обогащению и активно закупают эти услуги «на стороне». Более того, с конца 2008 года Россия имеет право реализовывать низкообогащенный уран напрямую конечным потребителям – американским энергокомпаниям, без использования американских посредников. Лимиты на экспорт низкообогащенного урана из России в США еще не выбраны, а после 2020 года они будут и вовсе отменены. О перспективах российско-американской урановой торговли мы поговорили с Вадимом Микериным, президентом Tenam Corporation, американской дочерней компании «Техснабэкспорта».
— Бытует мнение, что Россия не имеет возможности выбрать все лимиты поставок, установленные США.
— В 2008 году эксперты Росатома и министерства торговли США решили, что квота на импортируемый низкообогащенный уран из России будет составлять 20 процентов от прогнозируемых потребностей атомных станций США. Можно рассуждать, насколько справедливы и обоснованны эти квоты, но в двух словах это объясняется следующим образом. В мире есть четыре основных производителя обогащенного урана. Весь объем рынка США, если разделить его на четыре части, даст каждому участнику по 25 процентов. Для России определена импортная квота в максимальном размере 20 процентов, но в условиях жесткой конкуренции эту квоту нужно еще заполнить контрактами с американскими энергетическими компаниями. Конкуренция на рынке сейчас велика. Кроме того, после прошлогодних событий на АЭС «Фукусима» развитие ядерной энергетики в ряде стран остановлено или сворачивается, поэтому рынку предлагается высвободившаяся продукция. Квоты сами по себе еще не гарантируют наличия контрактов. Росатом, «Техснабэкспорт», а теперь и Tenam ведут совместную кропотливую работу для заполнения этих ежегодных квот. Более того, все подписанные контракты проходят одобрение в минторге США, что означает их проверку на предмет соответствия рыночным условиям.
— Каковы перспективы наращивания российского уранового экспорта в США?
— Американский рынок урановой продукции — самый крупный в м