Председатель Делового консультативного совета АТЭС — 2012 и председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов от имени российского делового сообщества выступил в АТЭС с инициативой создания фонда трансфера технологий. Предполагается, что фонд будет ответствен как за защиту интеллектуальной собственности перенесенных технологий, так и за устранение административных барьеров при их внедрении. Рассказать о подробностях проекта «Эксперт» попросил Лейлу Мамедзаде, исполнительного директора Делового консультативного совета АТЭС и вице-президента по управлению активами группы «Сумма».
— В чем ваш интерес к теме трансфера технологий?
— Мы высказали в АТЭС идею создания фонда трансфера технологий и уже в этом году хотим перевести ее в практическую плоскость. Мы уверены: такая структура будет очень полезной и для России, и для всех остальных участников АТЭС. Фонд создаст механизм, который позволит нашей стране продавать свои технологии и ноу-хау, а также получать зарубежные технологии в облегченном режиме. Трансфер технологий — это государственно-частный инструмент создания точек роста в развивающихся странах и регионах. Он позволяет преодолевать неравномерности экономического развития и в конечном счете повышать качество жизни людей.
Как вице-президент по управлению активами в группе «Сумма» я отвечаю за операционную эффективность. Это, безусловно, приводит к пониманию того, что технологии необходимы для удешевления многих процессов, делает их более простыми, помогает убрать неэффективные элементы наследия плановой экономики как в производстве, так и в управлении. Понимания, как использовать технологии, все еще не хватает, особенно в регионах. Совершенно очевидно, что это дополнительное знание отразится на таких простых вещах, как EBITDA, на том, сколько мы тратим денег на операционные расходы, сколько можем зарабатывать.
— Можете ли вы привести конкретные примеры востребованных в России технологий и показать, зачем для их использования нужен фонд?
— Например, я участвую в совете директоров Якутской топливно-энергетической компании. ЯТЭК — один из немногих в России независимых добытчиков газа. Мы можем добывать больше, но поскольку вокруг нет инфраструктуры, а строить ее нам не под силу, то непонятно, как эти молекулы в земле превратить в деньги. И здесь вопрос не только в росте акционерного капитала, это и для самой Якутии имеет колоссальное значение: там нужны рабочие места, увеличение налоговой базы. В мире есть технологии сжижения природного газа, превращения его в бензиновые фракции. Но у современных российских проектных институтов нет понимания того, как сделать это от начала до конца. И чтобы использовать подобные технологии, надо покупать их у западных компаний. Цена входа оказывается настолько высока, что проект зачастую выходит нерентабельным. При этом мы понимаем, что упрощенного механизма нет, пойти и сразу купить лицензию на нужную технологию не получится. Переговоры с западными компаниями затягиваются, не всегда они могут прод