Протестная активность 2011–2012 годов побудила законодателей доработать отдельные положения, регламентирующие проведение массовых мероприятий. О том, как и зачем это делается, а также о текущем политическом моменте «Эксперту» рассказал заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Никита Иванов.
— Чего ожидать от развития протестного движения, в частности от демонстраций 12 июня?
— Мы ожидаем, что 12 июня протестующие в очередной раз разделятся на две группы. Будет группа лиц, которые подают заявку, с которыми нужно договариваться о выборе маршрута и/или места для митинга. И группа, которая будет действовать как бы отдельно, прежде всего леваки. И эти последние устроят что-то подобное тому, что было 6 мая. Но при этом представляется, что такое несанкционированное поведение радикалов может повториться с молчаливого согласия их вроде бы умеренных соратников. Это довольно удобная формула, когда, если что, официальные организаторы оказываются сбоку, а действуют сепаратные группы. Но в то же время организаторы, естественно, крайне беспокоятся, чтобы эта радикальная масса, эта своего рода политическая пехота, не перестала ходить на подобные мероприятия.
— То есть выстраивается такая типичная для протестных движений схема — политическое крыло и крыло боевое?
— Примерно так. Причем посмотрите. В том, что касается заявки на проведение шествия и митинга, оппозиция копирует тактику 6 мая. Они хотят пройти по Тверской улице и митинговать на Боровицкой площади. Но понятно, что подобный маршрут обеспечить крайне сложно. Поэтому можно ожидать, что часть протестующих снова попытается представить предложение мэрии о возможном изменении места или маршрута как зажим свободы слова и собраний. Потому и заявка на 12-е число, по-видимому, не случайна. Ведь в этот день и в Москве, и во всей в России и без того сплошные перекрытия движения. Обеспечить протестующим центральную артерию города практически заведомо невозможно. То есть это одна из тактик протестующих — запросить заведомо невыполнимые условия, а дальше требовать их выполнения любой ценой, в том числе путем провокации массовых беспорядков.
Подчеркну, что перенос в другое место, на другое время или изменение численности — это не отказ. У нас все же уведомительный порядок. Ни один орган не вправе запретить проведение мероприятия, если только нет достоверной оперативной информации о готовящихся беспорядках. Ведь если люди подают заявку, скажем, на Пушкинскую площадь и заявляют численность десять тысяч человек, им просто говорят, что это невозможно — не помещается. А когда они говорят «мы сами справимся» — это несерьезный разговор. Потому что ответственность за разрешенную акцию несут власти. То есть если власть согласовала этот митинг, человек, который подписывает согласование, впоследствии — не дай бог, конечно, — автоматически становится ответственным, если там что-то произошло, например, по причине давки.
Поймите, одно дело — если кто-то хочет пикетировать, то есть не использовать