Bесной аналитическое агентство iKS-Consulting выпустило отчет о развитии рынка платного ТВ в России. Объем рынка прирос на 20% и достиг 40 млрд рублей. Абонентская база увеличилась на 21% до 26 млн домохозяйств. Проникновение — более 50%. Рынок чрезвычайно консолидирован: на долю топ-5 компаний приходится около 75% абонентской базы (в 2009 году этот показатель составлял 35%). Лидер — «Триколор» (спутниковое ТВ, число абонентов — более 10 млн, платящих — около 7,5 млн). Но все это цифры прогнозируемые.
Наибольший интерес вызывает другой показатель — структура рынка по технологиям. Кабельные операторы стремительно теряют абонентскую базу: в 2011-м по сравнению с 2010-м 4 п.п. у них отобрало спутниковое ТВ и 3 п.п. — IPTV. По сравнению с 2008-м кабельщики потеряли 15 п.п.
Цифра по IPTV стала до определенной степени неожиданной. С 2007 по 2010 год его доля по абонентам колебалась на уровне 1 — 2% (2 — 3% по деньгам). Конечно, в конце 2010 — начале 2011 года на этот рынок вышли сразу несколько сильных игроков (в том числе Ростелеком и «Билайн»). Но объяснить все одной лишь активностью компаний вряд ли возможно. Рост IPTV, на наш взгляд, означает повышение интереса телезрителей к более качественной (цифровой) и интерактивной услуге.
На этой волне интереса планируют заработать многие. В том числе — «Рикор ТВ» (входит в холдинг «Рикор»). Позиционирование — спутниковое ТВ с интерактивными возможностями.
Нельзя сказать, что развитие компании — история взрывного успеха. Оператор, образованный в 2006 году, к 2009-му добился минимальных успехов: чуть более тысячи абонентов. Причина состояла в запредельной стоимости приставок Rikor HD IVR с функцией записи эфира — 18 тыс. рублей (для партнеров — 25 тысяч). Ставка на премиум-сегмент явно не сыграла.
В «Рикоре» решились на кардинальную смену модели бизнеса: вышли в регионы, резко снизили стоимость приставки, ввели в пакет бесплатные каналы. Но идеология осталась той же: в октябре 2011-го компания вывела на рынок бренд «Актив ТВ». Как заявил на прошедшем недавно в Екатеринбурге форуме Multiservice-2012 заместитель генерального директора компании «Рикор ТВ» Михаил Фастовец, его компания предлагает рынку телевидение следующего поколения.
— Михаил, представители «Рикора» при любом удобном случае твердят про это «телевидение следующего поколения». Но в интерактивности нет новизны. В России уже несколько лет развивается IPTV, которое предоставляет сервисы видео по запросу, виртуального кинозала, перемотки эфира, его остановки. Оно напичкано всевозможными виджетами…
— В IPTV данные передаются по интернет-протоколу. Мы работаем со спутниковым сигналом, то есть передаем интерактив на каналах в бродкастном, вещательном формате.
Еще одно отличие — приставки: у IPTV — это «тонкий клиент» (вся информация хранится и обрабатывается на серверах оператора), у нас — «толстый» (set-top box имеет встроенный жесткий диск, на котором установлено необходимое ПО).
— И в чем заключается интерактивность вашей технологии?
— Основных направлений два. Первое — создание персонального канала с индивидуальным контентом. Очевидно, что время телесмотрения россиян ограничено: максимум — пять часов в сутки, в будни в среднем — два-три часа. В этот промежуток люди хотят смотреть только те передачи или фильмы, которые им интересны, и желательно с начала до конца.
Кроме того, количество каналов за последние несколько лет значительно выросло. Средний пакет — 70 — 200 штук. Ориентироваться в таком потоке информации достаточно сложно.
Если говорить просто, то наша технология позволяет человеку выбрать из таблицы жанров передач те, что ему нужны: боевики, комедии, ток-шоу, развлекательные передачи и т.д. Затем приставка автоматически собирает этот контент со всех каналов ежедневно. Одновременно могут записываться пять каналов.
Второе направление — интерактивные расширения. Они позволяют «прикрутить» к эфиру канала дополнительные материалы. Работает это так: вы смотрите фильм и одновременно можете получать информацию о съемочной группе, сюжете, интересных фактах, ответить на вопросы викторины, написать в письмо на телеканал. Или: смотрите передачу — и узнаете о гостях в студии, героях новостей, показанных географических точках и т.д.
— Зачем нужны эти расширения, если есть Википедия?
— Не каждому хочется лезть за дополнительной информацией в интернет. Современный пользователь до определенной степени ленив.
Кроме того, это новая площадка для рекламодателей: они могут продавать товары или услуги, только что показанные по ТВ. В технологию интегрированы телекоммерция и платежная система.
— Сколько каналов сегодня поддерживают такие расширения?
— На данный момент мы заключили договоры с 15 каналами.
— Приставки вы, как и многие другие операторы, заказываете в Китае?
— Нет, производим сами на заводе в Арзамасе. В составе холдинга есть компания «Интерактивные медиатехнологии», которая специализируется на исследованиях и разработках в области интерактивного вещания.
Большинство комплектующих иностранные. Поставщики — западные компании, хотя у большинства производства находятся, конечно, в Китае. Например, у компании STMicroelectronics, которая снабжает нас чипами, один из заводов расположен в КНР.
— То есть непосредственно технология тоже ваша?
— Да, у нас замкнутый цикл: от разработки геометрии платы до производства приставок и софта к ним.
— Оборудование используете исключительно для своих нужд?
— Нет. Мы заняли на рынке непростую позицию. С одной стороны, сами являемся операторами спутникового телевидения под брендом «Актив ТВ», с другой — продаем наши технологии другим телеком-компаниям. «Актив ТВ» — это, по сути, площадка по отработке технологии.
— Сколько договоров вы заключили с операторами?
— Около десятка. Здесь сложно посчитать корректно, поскольку мы продаем разные продукты. Например, мультимедийной программой передач могут пользоваться все операторы, интерактивными расширениями — только те, кто вещает в цифровом формате.
— На каких условиях вы предоставляете свою технологию?
— Варианта два. Первый — коробочный: оператор покупает у нас технологию, интегрирует ее и самостоятельно обслуживает. Второй вариант, когда сервис обслуживают наши специалисты. Тогда мы устанавливаем какой-либо тариф, берем процент от выручки или от рекламы.
Постгиковая стадия
— Какова разница в ARPU между простым и интерактивным спутниковым ТВ?
— В среднем 40%. Но это не считая интерактивных расширений и возможностей по продаже через них услуг.
— Сколько на данный момент абонентов у «Актив ТВ»?
— Около 100 тысяч, 15% из них приходится на Урал. Дело в том, что спутник, на котором мы работаем, накрывает только европейскую часть страны.
— Как спутниковый оператор вы существуете с 2006 года. Почему за шесть лет вам удалось заполучить всего 100 тыс. абонентов? «Триколор ТВ» примерно за тот же срок накопил больше 10 миллионов.
— Согласен, среди спутниковых операторов мы занимаем не самое лучшее положение. Главный камень преткновения — стоимость подключения. У «Триколора» она на уровне 7 — 8 тыс. рублей. Есть и ниже. У нас — на три тысячи больше. Проигрываем мы и по числу каналов. Для потребителя их количество до сих пор остается одним из основных показателей.
Нам каждый раз приходится изворачиваться и объяснять абоненту, что мы предлагаем не просто телевидение, а новые форматы телесмотрения. Даже, казалось бы, привычные перемотка и пауза эфира воспринимаются очень тяжело. Какие уж тут персональный канал, интерактивное расширение, платежная система.
Человек обычно говорит «спасибо, я подумаю». И таких думающих гораздо больше, чем принимающих решение о покупке. Стереотип телесмотрения закладывался десятками лет. Мы, конечно, в первую очередь ориентируемся на аудиторию новаторов. Это те 10 — 15% потребителей, которые идут после гиков.
Кроме того, например, на Урале очень неплохо развито эфирное телевидение. Это существенно усложняет процесс проникновения даже обычного спутникового ТВ.
Еще один негативный фактор — в России нет компаний, которые разрабатывали бы технологию телесмотрения, аналогичную нашей.
— Странная мысль. Обычно все радуются отсутствию конкурентов.
— Не в нашем случае. Нам очень трудно самостоятельно пробивать на рынок новую товарную категорию. Для этого нужны огромные рекламные бюджеты, массовая разъяснительная работа. Если вернуться к «Триколору», он занял отличную позицию — бесплатное ТВ в любой точке страны.
А вспомните, например, когда «Билайн» запускал IPTV с банальным сервисом паузы эфира. Какую массированную рекламную кампанию им пришлось организовать, сколько денег потратить. Непонятно все это потребителю. Дела пошли в гору, только когда в России появилось еще несколько подобных предложений. Чем больше компаний, предлагающих нестандартное интерактивное телесмотрение, тем проще работать на рынке.
— Но активность «Билайна» на Урале заметна невооруженным глазом. А вот вас в рекламном и медиапространстве не видно вовсе.
— Так и есть. Наши рекламные бюджеты незначительны: все средства уходят на создание рабочей торговой сети. На мой взгляд, сегодня конкуренция происходит не в сознании потребителя, а в месте продажи. Потому мы все деньги вкладываем в это направление.
Хочу свое телевидение
— На ваш взгляд, телевидение будет уходить в интернет?
— Да, тенденция явно прослеживается. ТВ в вещательном формате, на мой взгляд, перейдет в интернет в течение пяти лет. И спутниковому телевидению придется интегрироваться с глобальной сетью. Мы тоже активно переводим свои ресурсы в интернет, создаем там ту же персонализированную среду, что и в эфире. Сейчас у нас к выходу готовится приставка, которая будет коннектиться к нашему порталу и давать пользователю возможность просматривать телеканалы, видео, формировать индивидуальный контент и при этом получать каналы и сервисы со спутника.
Однако это не означает, что проект спутникового или кабельного ТВ канет в лету. Я пока не назову ни одной приставки, которая без проблем могла бы подключиться к интернету и параллельно расшифровать видеосигнал.
Сейчас в сегменте платного ТВ есть деньги. Несколько десятков миллионов клиентов в один миг не испарятся. Особенно если операторы примут меры и пойдут по пути интерактива и персонализации контента. Думаю, им удастся удержать существенную долю абонентов от ухода в интернет.
— В интернете вам придется конкурировать с гигантами вроде NetFlix.
— Пока этот сервис в Россию не пришел.
— Вопрос времени.
— Безусловно. И очень хорошо, если он сюда придет со своими правильными, отработанными технологиями. В конце концов, почему американцы должны получать лучший контент, а россияне — нет? NetFlix заставит всех работать.
Модель нашего бизнеса в интернете будет несколько иной. Мы планируем выступать в роли агрегатора контента, к нам могут присоединиться тот же NetFlix или ivi.ru или еще какая-то компания, с кем удастся договориться.
— Аналоговому кабельному ТВ долго еще жить?
— Надеюсь, что оно не переживет 2015 год. Тогда должны по всей России внедрить цифровое эфирное ТВ. Хотя в реальности наверняка оно просуществует не меньше пяти лет. Кабельных операторов, предоставляющих аналог, в России очень много.
Процесс перехода на цифру сильно зависит от возможностей и желания федеральных операторов — «Билайна», Ростелекома, МТС — в сфере покупки региональных игроков.
— У меня складывается ощущение, что телевизионные технологии сегодня ушли далеко вперед запросов людей. Уверен, что 80% клиентов интерактив вовсе не нужен. Вы и сами говорите, что сегодня большую роль играет число каналов, а не качество сервисов.
— Я бы сказал, не обогнали, а создали поле для того, чтобы абоненты на него пришли. Сейчас мы находимся примерно на том же уровне, что и интернет-провайдеры несколько лет назад. Тогда популярно было мнение, что 100-мегабитный канал никому не нужен.
Но сегодня 3D-кино, HD-каналы, все развивающиеся апплеты сформировали запрос на такую скорость. Допустим, у вас три телевизора и каждый транслирует кино или каналы в HD или 3D-формате, к примеру со Smart TV, к тому же вы качаете что-то с торрента, а кто-то из ваших друзей или членов семьи ищет информацию в интернете. 100 Мбит, на мой взгляд, довольно комфортный канал для таких нагрузок.
— Единственное, в чем ТВ сегодня отстает от запросов — формирование пакетов каналов. Мне, например, не нужны 150 и даже 50 каналов. Достаточно десяти базовых, а остальные я бы хотел поодиночке выбрать сам. Может ли такая модель работать в спутниковом ТВ?
— В бродкастном ТВ она никогда не заработает. В мире модель предоставления абоненту самостоятельного выбора каналов не получила распространения. Причины две. Во-первых, канал как правообладатель требует от оператора минимальных гарантий по аудитории. Во-вторых, оператор, продавая пакет, четко представляет доходность. Если разрешить выбирать каналы, то рентабельность бизнеса резко упадет.
Сегодня операторы все равно продают каналы. И чем больше пакет, тем сильнее их конкурентное преимущество. Здесь должна произойти ломка не только у бизнеса, но и потребителя. У последнего пока не сформирован интерес к выбору каналов (особенно платных), потому что государство сильно поддерживает бесплатное ТВ, на нем идут лучшие передачи и фильмы. 80% контента персонального канала технологии «Актив ТВ» приходится на десять бесплатных «кнопок» и 20% — на 55 остальных.
Модель индивидуального выбора мы будем реализовывать в интернете. Абонент сможет набрать такие каналы, какие захочет.
— А с каналами нельзя договориться об отмене минимальных гарантий?
— На данном этапе развития — нет.
— И последний глобальный вопрос: с середины 2000-х эксперты уверяют, что на рынке останутся всего несколько игроков. Вы поддерживаете это мнение?
— У рынка нет другого выхода. Сделки по слиянию и поглощению идут постоянно. Через пять лет на рынке останется всем понятная четверка или пятерка игроков. А остальные операторы будут настолько мелкими, что поглощать их станет неинтересно.
График 1 За четыре года объем рыка платного ТВ в деньгах прирос на 74%, а в абонентах - на 80% График 2 За три года кабельные операторы потеряли больше 10% рынка График 3 Завод Рикор Электроникс сумел оправиться после кризиса. Рикор ТВ, среагировавший на негативную экономическую ситуацию позже, вероятно, также вышел на прежний уровень