За двадцать с хвостиком лет жизни российской рыночной банковской системы историй чудесных взлетов региональных банков на федеральный уровень совсем не много. Кейс уральского СКБ-банка — один из них. Мы попытались узнать историю его успеха из первых рук, поговорив с идеологом и мотором проекта, председателем правления банка Владимиром Пуховым.
Родом из Серова, металлургического города на севере Урала, из рабочей семьи (отец — металлург, мать — строитель), Владимир в «прошлой» жизни делал карьеру блестящего советского ИТР — восьмилетка, техникум с красным дипломом, металлургический факультет легендарного Свердловского политеха, УПИ им. С. М. Кирова, командир стройотряда, в 1985-м распределился технологом на Новоалапаевский металлургический завод. Однако в начале 1990-х инженерная карьера Пухова завершилась — по независящим от него обстоятельствам. Завод безнадежно и бессрочно встал, нужно было искать другие средства к существованию. Пару лет занимался с отцом малым бизнесом, а в 1993-м устроился по знакомству операционистом в Уралвнешторгбанк. Однако системный склад ума, основательность и оргспособности не позволили Пухову на новом месте просиживать штаны. Его способности быстро были замечены, и он был переведен в аналитическое подразделение банка в головном офисе в Екатеринбурге. К моменту покупки УВТБ Сибакадембанком Игоря Кима Пухов был уже в топ-менеджменте банка, успел получить второе высшее образование — окончил, снова с красным дипломом, УрГЭУ по специальности «финансы и кредит». С новой командой собственников и менеджеров Владимир категорически не сработался и в конце 2004 года перешел в СКБ-банк на позицию начальника управления стратегического развития. С 2006 года — бессменный председатель правления банка.
Поджарый, подвижный, непривычно эмоциональный и искренний для банкира, Пухов выстраивает работу банка по правилам сопромата и масштабируемых систем. И все же, оставаясь, как нам показалось, в душе технарем, он отличный психолог и мотиватор, настоящий лидер, считающий, что главный капитал банка — это люди, потом уже технологии и лишь в третью очередь собственно деньги.
— Дистанционный анализ говорит о наличии примерного баланса между корпоративным и розничным блоками бизнеса СКБ-банка. Доля депозитов физлиц в обязательствах и доля розничных ссуд в совокупном кредитном портфеле колеблется вокруг 50 процентов. За последний год наметился небольшой сдвиг от корпоративно акцентированной модели в сторону розницы (см. график). Но до собственно розничных банков вроде «Русского стандарта» или «Восточного экспресса» вам еще далеко. Как вы сами себя позиционируете?
— Мы внимательно изучаем конкурентную среду и следим за ярко выраженными лидерами розничного рынка, в том числе за упомянутыми вами игроками. Но дублировать такую модель мы не хотим. Модель монопрофильного банка чересчур рискованна.
Оставаясь универсальным банком, мы действительно делаем крен в сторону розницы. В корпоративном блоке мы акцентируемся на кредитовании малого и среднего бизн