Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Наша цель — сделать так, чтобы телефон вообще не разряжался»


В данный момент Дмитрий Лопатин и его коллеги приступили к подготовительным работам для вывода технологии на массовый рынок, однако на выставочных показах ею уже заинтересовались представители Apple, Nokia, сети отелей Hilton, глава Российской венчурной компании Игорь Агамирзян, глава отдела маркетинга компании «Ровио» (вендора игры AngryBirds) Питер Вестербака и другие. В декабре проект Лопатина получил Зворыкинскую премию. Краснодарский аспирант считает, что по своим характеристикам разработанное их командой устройство на данный момент не имеет аналогов в мире, несмотря на многочисленные попытки учёных из Америки и Европы сделать нечто подобное. В этом смысле история кубанского студента может оказаться очень похожей на историю основателей Apple: в своё время Стив Джобс и Стив Возняк в гараже собрали прототип знаменитого Мас — тогда с микрочипа стоимостью один доллар началась миллиардная империя. Главный вопрос — сумеют ли инноваторы распорядиться теми возможностями, которые сейчас для них открылись.

Шагнули дальше Apple

Что собой представляет ваше беспроводное зарядное устройство (БЗУ)?

— В его нынешнем виде это довольно компактный прибор, он позволяет передавать энергию на расстояние в 15 сантиметров. Мы планируем довести радиус действия до 30 сантиметров, а потом и до полуметра. Устройство способно обеспечить одновременную подзарядку любых портативных электроприборов. При этом принимающие приборы должны быть оснащены мини-модулем IRA в виде наклейки, своего рода антенны для приёма электроэнергии.

А в чём его отличие от аналогичных разработок зарубежных учёных?

— У компании Apple есть похожие разработки, но им удалось добиться радиуса действия всего в пять миллиметров. Так что тут отличия огромны. Но есть и американская компания Watercity, которая начала изыскания в этой области раньше нас. И сейчас мы с ними находимся на одной стадии — проводим оценку влияния беспроводных зарядных устройств на человека, выясняя, насколько они безопасны. Как только этот этап завершится, можно сразу выходить на продажи. Однако у нас есть серьёзное преимущество — специалисты Watercity так и не смогли добиться широкого действия своего прибора. Недостаток их технологии в том, что сигнал устройства идёт в одном направлении. Грубо говоря, телефон можно зарядить только с северо-западной стороны, к примеру.

Мы же эту проблему практически решили, у нас более интеллектуальная система зарядки: она может сама определить, где находятся устройства, и направить энергию, при этом её не рассеивая. Так что пока мы шагнули дальше остальных. Когда в феврале на испанской выставке мобильных устройств мы встретились с соучредителем Apple Стивом Возняком, он сказал, что мы движемся в правильном направлении. Ещё он добавил, что такие технологии сегодня крайне востребованы, идёт постепенное избавление от проводов. А ещё он сказал, что точно поставил бы у себя дома такую штуку.

А помимо дома мистера Возняка, где ещё имеет смысл устанавливать беспроводные зарядки?

— С радиусом 15 сантиметров устройство будет целесообразно устанавливать на столики в кафе, либо в поездах, где всегда проблемы с розетками. Кроме того, устройства можно вмонтировать под лежаками на пляжах, где розетки в принципе невозможны. К нему, конечно, надо подводить кабель, но подобную установку можно хорошо загерметизировать; поскольку нет открытых контактов, это безопасно.

И сколько это будет стоить?

— Себестоимость самого устройства — около полутора тысяч рублей. Продавать зарядные станции мы планируем по цене от трёх до пяти тысяч, приёмники-наклейки — за 200–300 рублей; сильно завышать стоимость на начальном этапе не имеет смысла. Что касается монтажа стационарной установки, то, например, на пляже он обойдётся в три-четыре тысячи рублей.

С чего началась ваша работа над созданием этой технологии?

— На самом деле, изначально я разрабатывал излучатель для обработки семян, а параллельно занимался магнитными стимуляторами нервной системы. Однако в 2011 году на Селигере я познакомился с моими нынешними партнёрами по бизнесу. Собственно, идея создания беспроводного зарядного устройства родилась у инноватора Александра Атаманова, основателя успешной московской компании «Спенс», которая выполняет работы по очистке ТЭЦ и других энергосистем без повреждений. Он сам закончил Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, у него вообще было довольно много идей, а у меня, в свою очередь, была необходимая технология. В своей основе БЗУ — это немного переделанный излучатель для семян, по сути, ничего нового мы не сделали. Но наше сотрудничество в итоге привело к победе в декабре 2011 года на Зворыкинском конкурсе — мы выиграли грант в размере миллиона рублей. Надеюсь, скоро его перечислят.

Как вы планируете освоить эти средства?

— Мы потратим их на дальнейшие разработки, нужно довести наше устройство до «рыночного» вида и тогда уже начинать внедрять его. Конечно, этих денег не хватит, на первом этапе нам нужно порядка 10 миллионов рублей, чтобы доработать продукт и выпустить пробную партию из хотя бы тридцати устройств.

А какими ресурсами вы располагаете на данный момент, за счёт чего хотите осуществить выпуск первой партии?

— Во-первых, мы с партнёрами тратили на первичные разработки собственные средства — что-то около 200 тысяч рублей совокупно, плюс ждём перечисления миллиона, а ещё претендуем на сколковский грант (минимум 5 млн рублей. — «Эксперт ЮГ»). Кроме того, полтора месяца назад мы с Александром Атамановым, который вложился в проект, учредили компанию ООО НПП «Беспроводные энергосистемы» с уставным капиталом 160 тысяч рублей. В её состав планирует также войти зеленоградский завод «Ангстрем», флагман российской микроэлектроники. На его базе мы и будем делать производство; на это нужно ещё 20 миллионов рублей сроком примерно на год. Сумму контракта с «Ангстремом» пока называть не буду.

Как будет выстроена деятельность новообразованной компании: вы планируете создавать лабораторию, набирать штат?

— Операционные расходы нам пока не нужны, ни штата, ни отдельного офиса не будет. Я продолжу руководить процессом в Краснодаре, здесь мне помогает группа студентов КубГУ, а директор компании Александр Атаманов и представитель ОАО «Ангстрем» станут координировать работу в столице.

Кто будет вашими первыми клиентами?

— На данный момент реальных контрактов у нас нет, но в проекте заинтересованы, прежде всего, Apple и Hilton, также ведём — не очень активные, правда — переговоры с Nokia. С производителем Mac’ов сейчас всё довольно эфемерно, но в идеале мы хотели бы сами изготавливать для них зарядные системы. А с сетью Hilton у нас уже есть предварительная договорённость, но пока мы не оговаривали конечную сумму контракта. Первоначально планируем поставить устройства в московских и сочинских гостиницах. Нам нужно посмотреть, как они работают, понять, чего ожидают потребители, чтобы потом модифицировать установку для массового выпуска.

Стартапу нужна привлекательная оболочка

Какова объективная потребность российского и мирового рынков в таких устройствах? Можно ли говорить о необходимости массового выпуска?

— На мировом рынке обстановка благоприятная. Даже те устройства минимального радиуса действия, что продаёт Apple, разбирают полностью. Потребность велика, в западных странах беспроводные зарядки серьёзно распространяются, там налицо тенденция к созданию стационарных зарядных платформ в аэропортах, на вокзалах, в кафе и так далее. На этом рынке мы и планируем работать. А вот потребности России в этом смысле пока невелики, пока важно людей заинтересовать.

И как вы намерены продвигать свою технологию в России?

— Само по себе устройство российского потребителя вряд ли заинтересует. Надо показать, что беспроводные зарядные системы — это не только стационарная платформа. Поэтому мы планируем не просто делать беспроводные системы, а собираемся скомбинировать их с добавочной технологией — это в том числе маркетинговый ход. Наша цель — сделать так, чтобы телефон вообще не разряжался.

«Наша цель — сделать так, чтобы телефон вообще не разряжался»
Фото: Татьяна Зубкова

Какие дополнительные технологии вы готовы предложить для достижения этой цели?

— Есть собственно стационарная беспроводная зарядка, и при этом мы хотим, чтоб телефон подзаряжался, пока его носят, — либо с помощью маятниковой технологии, либо от солнечной батареи, в зависимости от ситуации. Маятниковая система будет вырабатывать небольшое количество электричества при ходьбе — за счёт передвижения маятника либо, например, магнитной жидкости. Звучит, конечно, непонятно, но в итоге это будет выглядеть примерно так: на телефон надевается специальный «чехол», внутри которого установлен маятник (или помещена жидкость), при ходьбе вырабатывающий немного энергии для подзарядки. Кроме того, в этот самый «чехол» будет встроена и приёмная часть беспроводной зарядки. Толщина гаджета при этом увеличится незначительно. А если человек находится на открытой местности, рациональнее применять солнечную батарею, причём достаточно, чтобы она была небольшого размера — её можно будет укрепить на телефонной крышке. В общем, в итоге люди смогут подзаряжать свои гаджеты не только там, где есть стационарные точки.

Вероятно, себестоимость этих технологий довольно высока?

— Солнечные батареи не относятся к разряду дорогих устройств. И для производства маятниковой системы не нужны дорогостоящие материалы, себестоимость вряд ли превысит 500 рублей. Это дёшево, потому что такие приборы можно изготовить на базе любого электроприборного завода. Конечно, цена может возрасти, если мы перейдём на специальные материалы, чтобы повысить КПД зарядки. А вот магнитная жидкость, возможно, даже окажется дешевле. Правда, её надо изготавливать отдельно, соответственно, потребуются новые производственные мощности и технологии.

Это тоже уникальные раз­ра­ботки?

— Варианты с солнечными батареями есть у ряда компаний, например, у японской SEIKO или у той же Apple. Но мы создаём приспособление именно на маятниковой системе, такого ни у кого ещё нет. В данный момент мы уже завершаем разработку, думаю, что через три месяца сможем протестировать технологию.

Существует ли вероятность, что эти технологии продолжат развиваться дальше, но уже без вас?

— Этого нельзя исключать. Есть два варианта. Сегодня компании стараются работать цивилизованно — во всяком случае, крупные, и они либо покупают лицензию, либо выкупают права на технологию. Покупка прав на нашу технологию беспроводного зарядного устройства стоит два миллиона долларов, это хорошая цена. В два раза больше, чем мы потратили бы на производство массового продукта.

То есть если вам поступит предложение, вы продадите права на технологию? А как же потенциальная прибыль?

— Потенциальная прибыль важна, но есть опасения, что российский рынок не даст возможности нормально развиваться — а для выхода за рубеж у нас сейчас всё же мало ресурсов. Мы рассматривали вариант продажи технологии, что решим в итоге, не знаю. Пока надо разрабатывать, за год выпустить партию товара и смотреть, будут ли крупные сделки. Ещё стоит попробовать расширить сферу применения устройств. Дело в том, что такие системы можно не только для телефонов и ноутбуков делать, есть и другие потребности. Например, можно собирать зарядные системы для искусственных протезов, кардиостимуляторов, иных медицинских систем.

И вы собираетесь заняться этим, или пока выдвигаете гипотезы о вариантах распространения технологии?

— Это прекрасная сфера применения, мы планируем это реализовать. Тяжелобольные зачастую опутаны кучей проводов — это рождает очень сильный дискомфорт. Если хотя бы частично сделать какие-то системы беспроводными и объединить с функцией магнитной стимуляции, их уже можно будет применять в качестве лечения, для подпитки имплантатов. Всё это, конечно, окажется дороже, себестоимость составит примерно 10 тысяч рублей. Но опять мы упираемся в то, что в России технологию вряд ли воспримут: нам нужен выход на зарубежные рынки.