Новый посол США в России Майкл Макфол не карьерный дипломат, а профессор Стэнфордского университета, известный политолог, специалист по России, долгое время работавший в Москве в российском представительстве Национального демократического института и в Московском центре Карнеги и проявивший тогда себя как активный сторонник проходивших демократических реформ. Хотя многое в новой России он подвергал критике. Возвратившись в Америку, Макфол посвятил России немало статей и монографий: «Между диктатурой и демократией: российская посткоммунистическая политическая реформа», «Власть и цель: американская политика в отношении России после холодной войны», «Неоконченная революция в России: политические изменения от Горбачева до Путина» и многие другие, в которых он дал весьма нелицеприятную характеристику постъельцинской политической системе России. Возможно, поэтому определенная часть российской общественности встретила его с настороженностью и даже враждебностью.
До назначения послом Макфол три года проработал специальным помощником президента США Барака Обамы и директором отдела России и Евразии при Совете национальной безопасности США. Считается одним из разработчиков стратегии «перезагрузки».
В интервью «Эксперту» Майкл Макфол сказал, что его интерес к России возник еще в школе. «Я заинтересовался американо-советскими отношениями. Уже в то время у меня появилось убеждение, что если бы мы могли придумать способ говорить честно и прямо с советскими людьми, то смогли бы достичь разрядки и сделать обе страны более безопасными. Вот почему уже на первом курсе Стэнфорда я начал изучать русский язык. Два года спустя я поехал за границу, и не в Лондон или Париж, а в Ленинград. Мама думала, что я сошел с ума. И я до сих пор не отказался от моего школьного представления о важности понимания других стран и общения с людьми. Даже если некоторые различия не могут быть преодолены, расширение контактов между странами позволяет сотрудничать на взаимно выгодных условиях. Непонимание не выгодно никому. Как посол США в России, я все еще по-прежнему привержен борьбе с недоразумениями и заблуждениями, со стереотипами, работе по повышению осведомленности наших обществ друг о друге».
Нашу беседу с господином Макфолом мы начали с вопроса:
— В 2006 году в интервью нашему журналу* вы говорили, что интерес к России в США упал. Америка была сконцентрирована на других странах, прежде всего на Ираке. Проблема с Ираком исчезла…
— Будем надеяться.
— …и в какой степени Россия теперь находится в фокусе американского внимания?
— Хороший вопрос. Если сравнивать с ситуацией 2006 года, то, конечно же, Белый дом занимается Россией куда пристальнее. Президент Обама уделяет очень много внимания вопросам, связанным с Россией. Он проводит встречи не только с президентом Медведевым, но и с другими представителями российских властей и гражданского общества. Вообще, если вы сравните число минут, которые Обама тратит на Россию, с временем, которое тратили на вашу страну предыдущие президенты (не то