В условиях либерализации рынка услуг телекоммуникаций и растущей конкуренции государством принимаются меры по постепенному выравниванию тарифов между категориями пользователей. О том, для каких категорий пользователей тарифы вырастут, а для каких снизятся, рассказывает главный директор — руководитель аппарата АО «Казахтелеком» Дарын Туяков.
— Что будет представлять собой новый этап ребалансирования тарифов?
— Ребалансирование тарифов означает повышение ежемесячной абонентской платы за услуги местной телефонной связи на 20 процентов как для физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.
— В связи с чем оно проводится?
— Это необходимая мера, предусмотренная действующим законодательством РК. Ребалансирование тарифов, то есть предоставление услуг связи не ниже расходов на ее предоставление, является неотъемлемой составляющей либерализации отрасли связи.
— Почему будет повышаться абонентская плата?
— Все дело в том, что услуги местной телефонной связи предоставляются АО «Ќазахтелеком» по тарифам, которые ниже их себестоимости. При этом размер ежемесячной абонентской платы за услуги местной связи в Казахстане является одним из самых низких в мире. Данная ситуация не способствует развитию конкуренции на рынке услуг местной телефонной связи, в частности на селе. В этой связи государством принимаются меры по ребалансированию тарифов на универсальные услуги, то есть по доведению их уровня до уровня себестоимости. Следует отметить, что со стороны государства в соответствии с п.7 ст. 36 закона Республики Казахстан «О связи» также принимаются меры по компенсации социально защищаемым слоям населения повышения абонентской платы.
Наряду с этим АО «Казахтелеком» снизило тарифы на некоторые виды услуг: во-первых, снизился тариф на услуги широкополосного доступа к сети интернет Megaline по тарифному плану Megaline Hit на 10 процентов, а по тарифному плану Megaline Hit Optima — на пять. Во-вторых, на шесть процентов сократилась плата за подключение к порту услуги Megaline. Также снизился тариф за подключение к телефонной сети для категории пользователей «юридические лица» на 26,5 процента, а для индивидуальных предпринимателей — на 16 процентов.
С 1 июля нынешнего года компанией будут пересмотрены размеры единиц тарификации, применяемые при взаиморасчетах с абонентами при предоставлении услуг, которые позволят сократить расходы потребителей на услуги связи: по местным, междугородным телефонным соединениям, соединениям с сетями операторов сотовой связи, IP-телефонии с 10 секунд на одну секунду; по международным телефонным соединениям — с 30 секунд на 10 секунд.
— Почему плата растет только для физических лиц и индивидуальных предпринимателей?
— Исторически в Казахстане и других странах постсоветского пространства была предусмотрена дифференциация тарифов на основные услуги по категориям пользователей: низкие тарифы для населения и высокие тарифы для организаций. Такая ситуация была возможна в условиях, когда на рынке присутствовал только один оператор связи и более дорогие услуги (услуги международной телефонной связи) субсидировали социально важные услуги (услуги местной телефонной связи). В условиях же либерализации рынка услуг телекоммуникаций и усиливающейся конкуренции государством принимаются меры по постепенному выравниванию тарифов между категориями пользователей.
— Верно ли, что этот вид услуг не является фактически рентабельным при нынешнем уровне цен?
— Уровень существующих тарифов на предоставление услуг местной телефонной связи в сельской местности не позволяет возмещать затраты компании на предоставление услуги.
— В частности, можно ли говорить о том, что по мере развития услуг в сельских регионах это направление в целом становится все менее прибыльным?
— Незначительные темпы роста числа абонентов и, соответственно, доходов от предоставления услуг местной телефонной связи в сельских регионах, при проводимой работе по модернизации сети телекоммуникаций в сельской местности, обуславливают снижение рентабельности данного направления деятельности компании.
— Могли бы вы сравнить цены в Казахстане с другими странами? Насколько высока у нас абонентская плата? Какие тренды в этой области наблюдаются на мировом рынке?
— Да, конечно. Даже с учетом повышения тарифов с 1 мая 2012 года абонентская плата за услуги местной телефонной связи в Республике Казахстан низкая по сравнению с другими странами. Например, если сопоставить тарифы на данную услугу с российскими, то даже с учетом повышения для населения в Казахстане они ниже. К примеру, для жителей села тариф в 3,4 раза ниже российского, для жителей города — в 2,2 раза (согласно корпоративному сайту компании «Ростелеком», тариф за аналогичную услугу местной связи составляет в переводе на тенге — 1 896). При этом в России отсутствует дифференциация тарифов между городом и селом.
— Почему, в отличие от других стран, вы устанавливаете разные тарифы для городской и сельской связи?
— Как уже отмечалось выше, такая дифференциация была определена исторически и обусловлена более низкой платежеспособностью населения в сельской местности.
— Каковы ваши планы по дальнейшему развитию услуг фиксированной связи? Что будет происходить в этом сегменте в ближайшие годы? Как вы будете выстраивать сеть?
— Изменения в структуре рынка телекоммуникаций РК связаны с этапами жизненного цикла ключевых сегментов рынка, определяющих развитие отрасли в целом, — традиционная фиксированная телефония, сотовая связь и широкополосный доступ к сети интернет. Основными тенденциями рынка связи является устойчивое снижение доли сегмента фиксированной связи, увеличение доли сегментов мобильной связи, передачи данных и интернет. Рынок фиксированной голосовой связи практически достиг своего насыщения, и, по прогнозам экспертов, темпы роста объема этого сегмента в средне- и долгосрочной перспективе составят в среднем не более 1,5 процента в год.
Для рынка фиксированной телефонии характерны следующие факторы:
Во-первых, снижение деловой активности предприятий в условиях экономической нестабильности: снизилась сама потребность в звонках в направлении ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, как физические, так и юридические лица стремятся оптимизировать свои затраты на услуги ММТС за счет голосовых приложений интернет (Skype и др.), качество которых в последнее время заметно улучшилось за счет развития услуг ШПД.
Во-вторых, насыщение рынка и рост преимущественно за счет телефонизации сельской местности. Учитывая, что городские домохозяйства составляют 54 процента от общего числа казахстанских домохозяйств, потребность городских жителей в традиционной телефонии при уровне проникновения 63 процента можно считать полностью удовлетворенной. Экстенсивный рост будет также осуществляться за счет процесса урбанизации. В корпоративном сегменте подключение новых телефонных линий соответствует естественному росту числа активных предприятий. При этом среднее количество линий, используемых одним предприятием, остается стабильным.
И последнее — замещение традиционной телефонии сотовой связью. Снижение сотовыми операторами тарифов на звонки в направлении ближнего и дальнего зарубежья вкупе с повсеместным распространением сотовой связи способствует перетоку трафика из фиксированных сетей в сотовые, причем весьма активными темпами.
Стагнация рынков традиционных услуг связи будет требовать от операторов решительных действий по части расширения спектра предоставляемых услуг и/или географии присутствия. В связи с этим в отрасли усилятся интеграционные процессы, которые проявятся в виде партнерских соглашений по совместному предоставлению комплекса услуг, а также слияний и поглощений компаний.
В целом казахстанский телекоммуникационный рынок входит в стадию трансформации ценностей услуг связи для потребителей. Мировой опыт свидетельствует, что развитие сетевой инфраструктуры экономически эффективно лишь в случае наполнения этих сетей прикладными потребительскими сервисами. Таким образом, актуальность вопросов взаимодействия между операторами связи, контент- и сервис-провайдерами в ближайшее время существенно возрастет.
— Какие инвестиции запланированы на развитие этого сегмента? Насколько большую роль в развитии фиксированной связи играет уровень тарифов?
— Инвестиции в развитие сегмента фиксированной телефонии рассматриваются в рамках инвестиционной политики компании. Развитие и строительство сетей главным образом определяется уровнем существующего и потенциального спроса на услуги телекоммуникаций, а не уровнем тарифов.
— Для «Казахтелекома», если не ошибаюсь, тарифы ограничивает регулятор. Насколько в связи с этим для вас сложно вести эффективную тарифную политику? Как вы оцениваете действия регуляторов в этой области?
— Действительно, по основным видам услуг «Казахтелеком» подлежит государственному ценовому регулированию, в частности, тарифы на услуги местной телефонной связи подлежат государственному утверждению. И в некоторых случаях это отражается на оперативности реализации мероприятий тарифной политики. Что касается деятельности регуляторов, то прежде всего необходимо понимать цели и задачи, стоящие перед уполномоченным государственным органом: это формирование благоприятных условий для всех участников сегмента телекоммуникационного рынка, подлежащего государственному регулированию.