Теория «тройной спирали» о взаимодействии университетов, государства и бизнеса, наверное, нигде в России не находит такого точного воплощения, как в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Именно здесь можно увидеть лидирующую роль вуза, которая, в частности, выражается в появлении у него новой функции — ТУСУР становится центром предпринимательства, инкубации и создания инновационных компаний. О новой роли ТУСУРа мы беседуем с ректором вуза, доктором технических наук, профессором Юрием Шурыгиным.
— Вообще-то, мы предлагали идею создания предпринимательского университета очень давно, но зачастую просто не добивались понимания. Наконец, в прошлом году, когда Минобрнауки объявило о поддержке программ стратегического развития, мы выдвинули идею предпринимательского исследовательского университета, который бы способствовал созданию среды по подготовке инновационно активных предпринимателей. Эта наша главная идея. И тут мы наконец-то были услышаны. А собственно сама программа начиналась очень давно — примерно 12 лет назад.
— Можно несколько подробнее о конкурсе Минобрнауки? В чем заключалась победа ТУСУРа?
— Мы должны были доказать, что университет сохраняет и укрепляет лидирующие позиции в развитии инновационной инфраструктуры. И в прошлом году ТУСУР стал одним из победителей конкурса по постановлению правительства РФ № 219 по отбору программ развития инновационной инфраструктуры. Средства, которые получил вуз, используются для укрепления сотрудничества с промышленными предприятиями в создании высокотехнологичных производств и целевой подготовке кадров по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий. Еще одним признанием того, что выбранное ТУСУРом направление развития верное, стала победа в конкурсе по поддержке программ стратегического развития университетов на 2012–2014 годы. Заявка нашего университета под названием «Становление и развитие предпринимательского исследовательского университета ТУСУР» получила поддержку Минобрнауки РФ. И главное в этой победе даже не то, что мы будем получать по 100 миллионов в год на развитие университета. Важно то, что мы, по сути дела, вошли в число ведущих вузов России.
— А саму идею предпринимательского вуза уже можно потрогать руками? В чем она заключается?
— Идея была в том, чтобы создать в вузе возможность для раскрытия родников творческой инициативы — среду, в которой молодежь была бы заинтересована в открытии своего дела. И мы это сделали. В 2004 году появился первый в России студенческий бизнес-инкубатор. Плохо или хорошо, но уже около 30 инновационных предприятий оттуда вышли. Это 300 миллионов рублей налогов в областной бюджет и около 300 рабочих мест. Главное, что сотрудники этих предприятий — молодые ребята, которые вышли из студенчества либо вошли в бизнес еще будучи студентами и создали свое дело.
Основой всего этого стала инновационная организация учебного процесса — групповое проектное обучение. По сути, это индивидуальная траектория подготовки каждого специалиста. Начиная с третьего курса создается сообщество из 5–7 человек, которое работает над реальным проектом и в котором могут принимать участие студенты разных курсов, специальностей, кафедр и факультетов и даже студенты разных вузов города. Дальнейшая траектория обучения каждого студента-участника проектной группы связана с выполнением проекта. По сути, он быстрей становится специалистом, поскольку работает над реальной задачей. Следующий шаг — студенческий бизнес-инкубатор. Там у нас конкурс примерно один к пяти, хотя бывает и больше. Так что представьте себе, если в настоящее время в рамках группового проектного обучения у нас порядка тысячи групп, то в бизнес-инкубатор заходит только около 50. Но все они уже выходят на рынок. А дальше должна заработать наша следующая идея — технологический инкубатор, строительство которого мы сейчас завершаем. Потом — особая экономическая зона. В технологическом инкубаторе студенты должны получать навыки и умение работать в производстве.
— И все-таки идея предпринимательского вуза возникла не на пустом месте? Наверняка был какой-то фундамент?
— Все начиналось с реализации идеи научно-инновационного комплекса. Кстати, это было тоже очень давно. Тогда вокруг вуза появились 10, 15, 20, а сейчас уже 125 предприятий, которые возглавляют наши выпускники. Общий объем производства — 20 миллиардов рублей, или около 75–80 процентов наукоемкой продукции в области. Все это обеспечивают наши выпускники. Вот этого мы и добиваемся, когда говорим о предпринимательском университете, — создания инновационной среды. С каждой из этих 125 фирм заключен договор о партнерстве, где имеется комплекс общих интересов и обязательств. Например, недавно разговаривали с фирмой «Микран», которая занимается у нас созданием кластера СВЧ-электроники. Их интерес — доступ к одаренной молодежи, которую они ведут с первого курса. А интерес вуза — доступ к современным технологиям и оборудованию. Вот и взаимная выгода.
И эти предприятия создают научные подразделения либо НИИ. Конкретно «Микран» создал НИИ систем электросвязи. Томская электронная компания — НИИ электронного технологического оборудования. Некоторые фирмы открывают при университете лаборатории и отделы. Такое партнерство есть, живет, и мы им довольны. По крайней мере оно способствует тому, что у нас нет нетрудоустроенных выпускников. К пятому курсу все выпускники ТУСУРа уже имеют рабочие места, и когда приезжают из других регионов, например из Тольятти, чтобы их переманить, — не получается. Они уже заняты.
— А как миссия вуза координируется с крупными проектами, которые выиграл ТУСУР — с тем же самым кластером СВЧ-электроники?
— Превосходно координируется. Томск на самом деле здесь оказался лидером в этом направлении. Фирма «Микран», у которой производство расположено на территории одного из томских заводов, всю научно-исследовательскую часть расположила на площадях нашего университета. Среди разработчиков — и студенты, и аспиранты. Учитывая, что «Микран» в России лидер по производству радиорелейных систем (около 75 процентов внутреннего рынка принадлежат «Микрану»), современных систем АФАР, прочей аппаратуры для вооруженных сил и так далее, мы уверенно говорим, что создаем кластер по производству СВЧ-электроники. Кстати, два года назад сбылась наша давняя мечта — на территории университета мы начали создавать монолитные интегральные микросхемы. Начиная от проектирования и заканчивая производством. Поэтому в ТУСУРе лучший центр СВЧ-электроники за Уралом.
В этом проекте, реализуемом совместно с НИИ полупроводниковых приборов, вуз должен обеспечить выпуск продукции, превосходящей по ряду характеристик имеющиеся российские и мировые аналоги. Результатом проекта станет создание в Томске одного из трех российских заводов по выпуску осветительных приборов на базе светодиодов. А пока в лаборатории сборки светодиодов ТУСУРа, открытой в конце декабря 2011 года, ученые отрабатывают технологические характеристики производства. Этот проект мы планируем развивать в сотрудничестве с академическими университетами — Институтом физики полупроводников СО РАН (Новосибирск), «Микраном», Томским государственным университетом и Томским политехническим университетом. Мы кооперируемся, и здесь действительно будет создан кластер. Финансирование на 2012–2013 годы составит около шести миллиардов рублей.
— Известно, что ТУСУР ведет еще один крупный проект, связанный с космосом...
— Да, НИИ космических технологий ТУСУРа выполняет крупный заказ ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева (ОАО «ИСС») Сотрудники НИИ космических технологий ТУСУРа, в частности, выполняют работу, направленную на создание методов и средств повышения надежности функционирования бортовой аппаратуры космических аппаратов. Совместный проект ТУСУРа и ОАО «ИСС» реализуется в рамках 218-го постановления правительства РФ по развитию кооперации российских вузов и высокотехнологичного производства. Там очень много нюансов. Согласно мировым стандартам, каждый спутник должен отработать без поломок на орбите не менее 15 лет, это оправдано как с технической, так и с экономической точек зрения. Ведь создание спутника — очень долгий и высокотехнологичный процесс, а стоимость каждого космического аппарата — несколько миллиардов рублей. Для поиска эффективных научных решений мы в 2010 году создали в ТУСУРе НИИ космических технологий на базе трех научно-исследовательских лабораторий вуза, которые работали на космическую отрасль. За полтора года мы закупили оборудование и программное обеспечение, сегодня продолжаем оснащение НИИ.
— Есть интересные показатели, говорящие о высоком уровне прикладных исследований в ТУСУРе. Чем выигрываете здесь?
— ТУСУР действительно стал одним из лидеров среди вузов России по уровню прикладных исследований, уступив только Санкт-Петербургскому государственному горному университету. Объем научных исследований в университете в 2011 году составил более 600 миллионов рублей. Это около 700 тысяч рублей на одного сотрудника. А все дело в том, что наш вуз изначально создавался для решения прикладных задач в передовых на то время направлениях промышленности. Университет с первых дней основания ориентирован на практику, на внедрение разработок в жизнь, на решение конкретных производственных задач. Поэтому, когда на государственном уровне была обозначена необходимость формирования экономики, основанной на знаниях, и были приняты соответствующие постановления, мы в отличие от многих вузов оказались к этому готовы. Нам было что предложить в ответ на запрос государства. Замечу, что практически все специальности и направления подготовки бакалавров ТУСУРа входят в перечень приоритетных направлений, определенных правительством РФ. В прошлом году для того чтобы оставить у себя самых талантливых ребят, мы создали «элитную аспирантуру». Мы платим этим ребятам повышенную стипендию, привлекаем к выполнению грантов и гарантируем трудоустройство после окончания — молодые кандидаты наук остаются работать в университете как преподаватели или как сотрудники НИИ или конструкторских бюро.