Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Под знаком модернизации


– На протяжении последних трех лет компания снижает план по добыче угля, с чем это связано?

— Компания прожила большой период времени (в 2014 году «Кузбассразрезуголь» отметит свое 50-летие.  Ред.). В соответствии с пятилетней программой развития  предусмотрена ликвидация отставания вскрышных работ, которое сложилось в прошлые периоды. Цель — приведение состояния горных работ в соответствие со всеми нормами и правилами.

В угольных компаниях, работающих открытым способом, есть показатель — коэффициент вскрыши. Это соотношение объемов вывоза породы и добычи угля. В УГМК (управляющей компании «Кузбассразрезугля») и угольной компании было принято решение увеличить этот коэффициент. На сегодня по итогам первого полугодия в среднем по компании он составляет 8,58.

Этот коэффициент мы будем сохранять в дальнейшем, постепенно наращивая и добычу угля. В соответствии с вышеназванной программой к 2016 году мы увеличим объемы добычи на 3 миллиона тонн — до 48,1 миллиона.

— Как смена акцентов на вскрышные работы отражается на себестоимости?

— При открытых горных работах с каждым годом происходит углубление карьеров, рост расстояния транспортировки вскрыши до внешних отвалов. Все это уже приводит к объективному росту себестоимости. Что касается увеличения объемов вскрышных работ, то это политика компании. Во главу угла ставятся не издержки, а безопасность ведения горных работ.

При этом, чтобы уменьшить влияние роста издержек, применяется более производительное оборудование с меньшей себестоимостью эксплуатации. Это самосвалы с большей грузоподъемностью, более надежные и долговечные экскаваторы с большей емкостью ковша.

— Во сколько вам обходятся мероприятия по модернизации?

— В 2012 году мы запланировали увеличение инвестиций в 1,5 раза — до 25 миллиардов рублей. Из них 17 миллиардов идут на приобретение основного горного оборудования.

Модернизация комплектами

— Куда именно идут эти средства? На поэтапное обновление техники?

— У нас всего несколько технологий: бурение, взрывные работы, экскавация, транспортирование породы и  угля, переработка и обогащение. И невозможно пойти по пути постепенного приобретения техники. Поэтому мы идем по пути технического перевооружения всех видов основного горнотранспортного оборудования. Иначе это не будет эффективно работать.

Например, если мы приобретаем высокотехнологичный экскаватор большой мощности с ковшом 33 или 56 кубометров, то он должен работать с самосвалами грузоподъемностью 220 или 330 тонн.

Второе. Если экскаватор высокопроизводительный, то нужно своевременно обеспечить его фронтом работ, необходим, соответственно, более производительный буровой станок (применяется для подготовки взрывных работ. — Ред.).

Наконец, если самосвал большой грузоподъемности транспортирует вскрышу на отвал, появляется необходимость в более производительной бульдозерной технике. Также нужна современная техника для ремонта и содержания  технологических дорог.

— Вы приобретаете российскую или иностранную технику? На какую больше ориентируетесь?

— Мы работаем со всеми. В этом году у нас запущен первый в России 32-кубовый экскаватор ЭКГ-32Р. Четыре-пять лет назад, когда мы рассматривали возможности перевооружения, такого оборудования в нашей стране не производилось. Тогда приобретались американские экскаваторы Harnischfeger.

Сейчас у нас работает американская техника, российская, в этом же году закончились испытания китайского 35-кубового экскаватора WK-35. Дальше при выборе техники действуют правила рынка, очень жесткая конкуренция.

Антикризисная подготовка

— Как на инвестициях сказалось влияние спада в угольной отрасли? Вы корректируете работу в связи с этими изменениями?

— Мы всегда занимались оптимизацией затрат и сейчас будем жить в условиях экономии. Прежде всего речь идет о затратах на механизмы. По этому году мы практически завершили программу перевооружения — получаем новые самосвалы, новую технику. Все это снижает расходы дизельного топлива, горюче-смазочных материалов, ремонтный фонд.

Одновременно работаем с новыми технологиями. Внедрили на четырех разрезах автоматизированную систему диспетчеризации. Она полностью контролирует работу автотранспорта: перемещение, расход топлива, загрузку горной массы и так далее.

Предусмотрено строительство обогатительных фабрик, что позволяет повысить качество продукции. Потребителям нужен качественный товар с определенными показателями зольности, влажности, калорийности. В перспективе речь идет о том, чтобы перерабатывать до 90 процентов добываемого угля. Практически весь уголь, попадающий в переработку, мы отделяем от породы. Где качество угля позволяет, ведется обогащение. Сейчас идет комплексное опробование обогатительной фабрики «Краснобродская-Коксовая» (ОФ запущена в эксплуатацию в августе 2011 года), на которой будет перерабатываться три миллиона тонн угля в год.

— Возникают ли сегодня проблемы с вывозом продукции? В прошлом году вопрос решения этих проблем вышел на федеральный уровень.

— Мы во втором полугодии 2011-го работали чрезвычайно сложно. Практически весь уголь, который мы не смогли отгрузить, лег на склад. Превышение нормативов хранения остатков на 1 января 2012 года у нас было примерно в 2,5 раза, хранилось 5,4 миллиона тонн угля при нормативном остатке 2,19 миллиона тонн.

Этот объем необходимо всегда хранить на складах, это позволяет обеспечить свое­временную отгрузку, ритмичную работу с потребителями, избежать непредвиденных обстоятельств. Уголь хранится штАбелями, когда количество их больше нормативного, то на складах возникают проблемы размещения и хранения, даже простого перемещения техники, возрастает риск самовозгорания угля.

Ситуация стала меняться с января 2012 года. В январе мы выполнили план по отгрузке, и по нарастающей работали февраль, март. Сыграла роль сезонность, но думаю, что ключевое — решение проблем с РЖД. В первой половине 2012 года мы смогли выполнить  отгрузку угля с плюсом.

До этого у нас был незначительный вагонный парк. В этом году запланировано приобретение четырех тысяч вагонов. На сегодня мы купили почти 1,7 тысячи вагонов.

— Планируется ли корректировать планы по текущему году?

— За первое полугодие мы выполнили все показатели по добыче, объемам вскрышных работ, отгрузке угля на внутренний рынок и экспорт. Добыча составила 21,2 миллиона тонн угля, с предприятий на отвалы вывезено 175,3 миллиона кубометров горной массы. Корректировок по году не планируется. Мы работаем стабильно, в штатном режиме.

— Сколько лет еще сможете работать, если учитывать разведанные запасы угля на ваших месторождениях?

— Мы предусматриваем для продолжения работы наших разрезов прирезки новых участков. При текущей ситуации это позволит компании стабильно работать еще до 50 лет.

ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» — одна из крупнейших компаний России по добыче угля открытым способом. В 2011 году на шести разрезах («Кедровском», «Моховском», «Бачатском», «Краснобродском», «Талдинском», «Калтанском») и одной шахте было добыто почти 47 млн тонн угля. Большая часть продукции проходит переработку на собственных сортировочных комплексах, обогатительных фабриках. С 2006 года находится под управлением металлургического гиганта ООО «УГМК-Холдинг».

Угольная арифметика

Модернизация угольных разрезов на первый взгляд напоминает решение арифметических задач.

Для начала вскрышных работ экскаватором необходимо провести буро-взрывную подготовку породы.  Можно взрывать ежедневно по 100–200 тысяч кубометров, а можно 2–3 раза в месяц — по миллиону. Каждый взрыв подразумевает вывод техники и людей на без­опасное расстояние, а значит приводит к дополнительным простоям в рабочем процессе.

После проведения взрывных работ карьерный экскаватор перемещается в забой (средняя скорость — 0,7–2 км/ч). Затем начинается процесс экскавации, то есть погрузка вскрыши в самосвал, который и транспортирует ее в отвал.

После завершения вскрышных работ добывается уголь и транспортируется на обогатительную фабрику или к погрузочному комплексу.  Удлинение плеча транспортировки означает рост издержек и необходимость использования большего количества техники, при расстоянии перевозок свыше 4,5 километра стоимость автоперевозок становится слишком большой.

После обогащения или переработки уголь отправляется по железно­дорожным путям на станцию РЖД, а дальше следует к потребителям.адача эффективной угледобычи состоит в том, чтобы организовать работу с минимальным количеством простоев всей техники.

График 1 Компания «Кузбассразрезуголь» планирует ежегодно увеличивать объем переработки и обогащения угля График 2 Стратегия компании — увеличение объема вскрышных работ График 3 Планируемые инвестиции в развитие производства в 2012 году составят 25 млрд рублей