Пример уральского фармацевтического кластера уникален — за полтора десятка лет в регионе с нуля была создана целая фармотрасль. Уральские бизнесмены сначала запустили заводы по производству лекарств и медицинских расходных материалов, потом потеснили на рынке импортеров, потом появилась сеть клиник, потом научно-исследовательская база, а теперь идет подготовка к экспансии на зарубежные рынки. У кластера в запасе инновации, которые должны вскоре «выстрелить», в их числе новое противовирусное лекарство и нанодиагностические препараты. О создании фармкластера на Урале, его перспективах и амбициях рассказывает член наблюдательного совета Уральского фармацевтического кластера, депутат Государственной думы Александр Петров.
— Фармкластер на Урале — первый производственный агломерат такого уровня. Как вы его создавали? Был какой-то долгосрочный план?
— Мысли о создании некоего объединения на базе местного фармацевтического производства возникали периодически. Но никто не предполагал, что из идеи, которая впервые была озвучена 15 лет назад, получится что-то настолько масштабное. В 1990-х годах на Урале работали несколько компаний, которые занимались импортом медицинских расходных материалов, техники и лекарственных препаратов. И в то время были такие нецелесообразные по нынешним меркам примеры: инфузионные растворы, а по сути просто дистиллированную воду с натрийхлором, ввозили из Стэнфорда на Урал по 500 тонн в месяц. Но тогда это было экономически оправдано, потому что доллар стоил шесть рублей. Все расчеты показывали, что производство на Урале инфузионных растворов будет убыточным.
— Потом ситуация изменилась?
— Кризис 1998 года привел к двум выводам. Во-первых, компании, занимающиеся лекарственными препаратами и медицинской техникой, кризисоустойчивы. И во-вторых, пришло время создавать собственное производство. Интересно, что иностранцы, которые поставляли нам растворы, еще в 1993 году предвидели, что рано или поздно мы придем к идее делать это самостоятельно. В итоге мы пришли в 2000 году к губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю с предложением организовать производство инфузионных растворов на Урале. Глава региона отнесся к инициативе неоднозначно, предупредив, что слышит подобное предложение не впервые, но до сих пор никому не удавалось воплотить задуманное. Только на его памяти было четыре попытки. Стало понятно, что есть какая-то причина, почему производство не запускается.
— И что это за причина?
— Необходимо было создать производство мирового уровня, то есть соответствовать европейским стандартам производства лекарственных средств, GMP. Для этого нужно было собрать современное оборудование и поставить в России обычный европейский завод. И еще одна, отдельная задача — подобрать кадры. Потому что мы поняли: даже если будут найдены деньги, даже если будет куплено самое современное оборудование, даже если ниша на рынке пустая, именно люди будут определять все.
— Вы так говорите, как будто это открытие.
— Нет, конечно, но можно смело ска