Российская компания «Европейская юридическая служба» строит бизнес на том, что владелец абонентской карточки Advocard может получить ответ на телефонный запрос, касающийся любой правовой сферы, — в какое бы время суток и в какой бы день он ни позвонил. Отклики на это предложение — самые разные. «Подумаешь, выпустили карточку и продают ее, для того чтобы всего-навсего вы выслушали совет юриста. Да я в любую юридическую консультацию позвоню, и мне бесплатно дадут совет, потому что постесняются брать деньги за устную консультацию», — ярится один из участников дискуссии в интернете. Ему возражает другой: «Не такая уж и дорогая эта карточка, а в жизни часто возникают ситуации, когда нужен экстренный совет и нет времени искать ближайшего юриста. Да и на звонок в консультацию чаще всего ничего не отвечают, а предлагают записаться на прием». И тут же получает отповедь от третьего: «Да просто лень всем прочесть законы. Я, например, не юрист, а всем своим друзьям сам законы разъясняю, и все только благодарны. А деньги надо платить, когда тебя в суде представляют».
Профессиональные же участники рынка юридических услуг оценивают деятельность коллег несколько свысока. Они уверены, что предложение «Службы» адресовано небогатым и непритязательным клиентам, которым и «так сойдет». Хотя некоторые видят как раз в этом конкурентное преимущество компании: «Безусловно, у такой бизнес-модели сильные стороны есть, — рассуждает Вячеслав Ушкалов, партнер адвокатского бюро “Плешаков, Ушкалов и партнеры”. — Очень немного клиентов, готовых платить большие деньги юристам».
Между тем основатель компании Сергей Бекренев уверен, что вывел на рынок очень нужный продукт, способный дать любому гражданину страны вне зависимости от достатка чувство защищенности в непростом правовом поле. По его мнению, клиентов привлекает прежде всего профилактическая направленность услуг «Службы» и удобный доступ к ним. Конечно, немалую роль играет и ценовая доступность, что обеспечивается нестандартной организацией труда юристов компании. И, судя по бурному росту числа клиентов (см. график), продукт действительно востребован. Подробнее обо всем этом «Эксперту» рассказывает Сергей Бекренев.
— В чем вы видите миссию вашей компании?
— Построить успешный бизнес, чтобы обеспечить себе финансовую свободу, — это не основная моя цель. У меня есть еще бизнесы, и, слава богу, у меня с этим все хорошо. Мне хотелось бы мир поменять. Помните, на американском Диком Западе появились группировки, которые стали диктовать остальным свои условия, а Кольт дал всем револьвер… И тот стал великим уравнителем, потому что поставил в равные условия больших и маленьких людей. Большие стали понимать: если зайти слишком далеко, получишь отпор. А у нас в стране, если брать правовые отношения, все условия Дикого Запада. И мы даем простому обывателю оружие. Мы даже лучше, чем Кольт, потому что оружие, которое мы даем, предназначено только для защиты.
Ничего, кстати, в слове «обыватель» обидного нет — это обычный человек, не умею