Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Не все цветы срезаны


Об арабских революциях XX и XXI века, о том, как они связаны между собой, «Эксперту» рассказал член Научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

У нас принято говорить о Ближнем Востоке как о некоем едином регионе. Между тем мы видим, что некоторые страны пали под натиском «арабской весны», а кого-то она обошла стороной. Можно ли поделить ближневосточные страны по типу развития?

— До «арабской весны» на Ближнем Востоке было несколько видов государственных «проектов». Первый — монархистские режимы. Это Персидский залив, Марокко, Иордания. Несмотря на попытки переворотов, режимы в этих странах уцелели. В силу целого ряда причин — историко-культурных особенностей, преемственности разумной власти и уважения к персоне монарха. Неудобно ведь, например, что-то устраивать против прямого потомка пророка Мухаммеда, коим является король Иордании Абдалла Второй. В Марокко, правда, пытались, не получилось — народ не поддержал.

К тому же монархии проводили грамотную внутреннюю политику, обходясь без революций и смены политической ориентации. Не трогая политическую и племенную систему страны (чтобы не создавать социального напряжения), они сделали основной упор на развитие национальной экономики. В итоге им не только удалось избежать всяких революций, но и выстроить успешную финансовую и социальную систему, инкорпорировать в общество элементы западной культуры (хоть кое-где ее и душат). И сейчас монархи и эмиры ОАЭ, Бахрейна, Кувейта и даже консервативные власти Саудовской Аравии плавно переходят к постепенному, крайне медленному проведению политических реформ. Где-то уже женщинам разрешают голосовать, создаются политические партии.

Но ведь монархии выжили далеко не везде.

— Да, помимо монархических проектов на Ближнем Востоке были светские националистические режимы. Их можно условно разделить на два типа — страны с панарабским национализмом и страны с партикулярным национализмом. Первый подразумевал создание некоего объединенного арабского государства. С 1958-го по 1961 год существовала Объединенная Арабская Республика в составе Египта и Сирии. Об арабизме рассуждали в Ираке, в Йемене. Под обаяние панарабизма попал ливийский вождь Муаммар Каддафи, который в свое время устроил символический «зеленый марш» на Каир.В 1972 году я работал в Каире и помню, как там вдоль улиц на столбах соседствовали портреты Анвара Садата и Муаммара Каддафи.

Огромное влияние на панарабизм оказал палестино-израильский конфликт. Было ощущение, что если арабы вместе выступят против Израиля, то у них что-то получится. Однако в 1956 году арабов (прежде всего Египет) спасло только совместное вмешательство в конфликт СССР и США. Затем был 1967 год и полный разгром арабской коалиции. Войну 1973 года в арабском мире называли победой, но все понимали, что на самом деле шансы на победу в ней были упущены. В итоге постоянные поражения серьезно подорвали легитимность идеи панарабского национализма. Вместо этого в светских странах стал развиваться национализм партикулярный. С