Несмотря на остроту конфликта, революция в Йемене завершилась достаточно мирно. О том, почему так произошло, «Эксперту» рассказал преподаватель кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ Леонид Исаев.
— В ряде стран арабского мира приступы «арабской весны» были спровоцированы экономическими проблемами. В каком состоянии находилась йеменская экономика?
— Если говорить об экономическом росте, то он был весьма внушительным. С 2000 года динамика ВВП Йемена была вполне сопоставима со средней по арабскому миру. Прирост в 50 процентов — весьма неплохой показатель, лучший результат — 60 процентов — продемонстрировала только Сирия. Однако проблема была в том, что в Йемене весь этот рост съедался увеличением численности населения. С 1990-го по 2000 год оно выросло на 100 процентов, из-за чего показатель ВВП на душу населения поднялся всего на 23,8 процента. Для сравнения: в Египте ВВП на душу населения и число жителей за указанный период выросли соответственно на 65,7 и 42,7 процента, а в Омане — на 65,2 и 42,9 процента.
Фактически Йемен оказался заложником модернизационной ловушки и эффекта внедрения современной медицины. В свое время в Южном Йемене работало огромное количество советских врачей, инженеров, рабочих. Им удалось создать великолепную инфраструктуру, систему здравоохранения, благодаря чему в стране резко начала падать смертность, в том числе младенческая, при одновременном увеличении рождаемости и продолжительности жизни. Однако при этом не происходила урбанизации — доля городского населения страны составляет около 30 процентов. Значительная часть граждан (а если говорить о женщинах, то вообще 94 процента) фактически не производит продукт — она занята в сельском хозяйстве, а производительность труда в этом секторе йеменской экономики едва ли не самая низкая в мире.
По показателю ВВП на душу населения Йемен — явный аутсайдер арабского мира. В 2009 году ВВП составлял 2,266 тысячи долларов, что в 3,3 раза меньше, чем в среднем по всему арабскому миру (7,517 тысячи долларов), в 4,2 раза меньше среднемирового показателя (9,527 тысячи долларов), в 2,3 раза меньше, чем в Египте (5,363 тысячи долларов), в 6,7 раза меньше, чем в Ливии (15,361 тысячи долларов), и, наконец, в 10,6 раза меньше, чем в Омане (24,226 тысячи долларов).
— Экономическую ситуацию в стране обостряют проблемы с водой. Доступные запасы питьевой воды составляют 186 кубометров на человека в год, это значительно меньше установленного ООН порога «водной бедности» — 1000 кубометров. При этом объемы подземных вод сокращаются стремительно — и говорят, что значительная часть воды идет на выращивание местного наркотика.
— Вода в Йемене действительно больной вопрос. Некоторые районы страны благоприятны для сельского хозяйства, в частности крайний юг, окрестности городов Тайза и Хив — муссоны приносят туда осадки из Эфиопии. Однако дальше Тайзы они не идут.
Водную проблему на лишенном осадков севере страны обостряет кат. Это растительный наркотик, на выращивание которого расходуется до