«Я что, больной? Нормальные мужики должны сами решать свои проблемы!» — типичная реакция российского предпринимателя или топ-менеджера на предложение воспользоваться услугами консультанта-психолога. Признание проблем в эмоциональной сфере, в структуре личности, особенно если речь идет о крупном предпринимателе, в нашем обществе традиционно считается слабостью и бредом. В то время как, например, в Европе и особенно в Америке наличие у бизнесмена консультанта-психотерапевта считается гордостью и признаком гармонично развитой личности.
Но и у нас ситуация меняется: все больше думающих людей начинают понимать, что достижение успеха связано не только с рациональным планированием и бизнес-администрированием, но и с развитием эмоциональной сферы, которую также нужно адекватным образом выстраивать. Бум всевозможных бизнес-тренингов, курсов MBA и прочего, которыми отечественные предприниматели были воодушевлены в последние годы, утихает. Приходит осознание того, что отношения между людьми в компании, их эмоции и чувства играют не менее важную роль.
«Чем больше понимание своих чувств, эмоций, мотивов и умений ими управлять для достижения нужных целей, тем больше предприниматель способен сделать и получить удовлетворение от своей работы», — говорит директор Института интегративной психотерапии и коучинга Ольга Лукина.
Достичь состояния потока: сил, творчества, энергии — вот чего хотят люди и в бизнесе, и в жизни. О том, как этого добиться, наша беседа.
— Специалист по личностному развитию предпринимателя — довольно сложная для психолога стезя, требует многих знаний и навыков. Как вы решили этим заниматься?
— По своему базовому образованию я врач-психиатр, причем наследственный. Но довольно быстро психиатрия, а точнее, ее метод — лечение симптомов таблетками — стал мне неинтересен. Я не видела перспективы и ушла в психотерапию. Мне повезло: в то время в Москве стартовал образовательный проект по психотерапии для врачей-психиатров под руководством известного английского специалиста Дженни Макнамара. Дженни — уникальный человек и профессионал — предложила нам системную практическую программу по транзактному анализу, которой мы учились несколько лет и которая в корне изменила наше профессиональное мировоззрение.
Параллельно мы занимались психотерапией. И — удивительное дело — ко мне все больше стало приходить клиентов-предпринимателей. Сначала они приходили с какими-то конкретными проблемами, неприятными переживаниями, депрессиями. Но по мере того, как мне удавалось им помочь, у них возникал новый запрос — на развитие, раскрытие себя, своего потенциала. Это несколько специфическая область аналитической психотерапии. Я опять обратилась к западному опыту и организовала образовательный проект по организационному развитию и лидерству для опытных психотерапевтов. Партнером выступил швейцарский Институт прикладных социальных наук (IAS AG) под руководством доктора Виллема Ламмерса, который уже двадцать лет успешно занимался интересующей меня темой. В течение полутора