Создатель и действующий топ-менеджер сети магазинов экономкласса «Магнит» Сергей Галицкий с раздражением воспринял просьбу «Эксперта» об интервью по поводу своего тепличного проекта. А ведь компания затеяла грандиозное дело: она строит на Кубани теплицы, чтобы обеспечивать свои магазины свежими огурцами и помидорами. Этот проект реализуется с 2011 года. Введено в эксплуатацию уже 40 га теплиц. А недавно на встрече с губернатором Краснодарского края Галицкий сообщил, что всего компания вложит в тепличное хозяйство 350 млн евро, через три года площадь теплиц составит 120 га, они будут обеспечивать 60% потребности ритейлера в свежих овощах. Аналитики рынка с оттенком восторга отзываются о прозорливости руководства компании. Особенно же, судя по сообщениям информагентств, рад тому, что одно из крупнейших овощеводческих хозяйств страны будет расположено на его территории, губернатор Александр Ткачев. На этом фоне наш короткий разговор с Сергеем Галицким оказался несколько обескураживающим.
— Как идея проекта сопрягается со стратегией всего бизнеса «Магнита»?
— Да никак не сопрягается. Это абсолютно непрофильная деятельность для нашей компании. Нам просто не хватало огурцов для сети.
— Вы ведь наладили прямые импортные поставки в сеть?
— А вы знаете, что у огурца срок свежести семь-восемь дней. А сколько времени его из Турции везти нужно! Что с ним сделается, пока его на корабле доставят?
— А российские производители?
— Вы много знаете крупных производителей овощей в России? Они все очень мелкие.
— На полке в «Магните» цены снизятся на овощи?
— Да что это за мания у всех — что цены должны на полке снижаться? А о производителе кто-нибудь думает? Производителю тоже надо иметь доходность, чтобы развиваться.
— Какие преимущества получает сеть «Магнит» перед другими торговыми сетями?
— Я не хочу раскрывать свои секреты, чтобы они стали известны конкурентам.
— Но все-таки снизятся ли затраты на транспортировку и обработку овощей, сроки доставки?
— Без комментариев.
— Как дальше будет развиваться проект? Может быть, дальнейшая переработка?
— Да никак. Остановимся на теплицах.
— Рассчитываете ли вы на поддержку государства — в частности, на компенсацию процента по кредитам?
— На поддержку государства я рассчитываю лишь в том смысле, чтобы оно мне не мешало.
— В чем вы видите риски вашего тепличного проекта?
— В том, что он непрофильный. Вот вы журналист и вдруг начинаете заниматься производством карандашей. Большой риск, что вы будете это делать некачественно и неэффективно.
— Получается, что вы вошли в этот бизнес от отчаяния?
— Получается, так.
Действительно, как замечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, при средних годовых темпах роста рынка овощей в 20% уровень развития внутреннего товарного производства остается низким: сказывается дефицит финансовых ресурсов у профильных компаний при высоких инвестиционных барьерах входа в новые проекты и длительной окупаемости. (В частности, специалисты оценивают срок окупаемости проекта «Магнита» в семь