«Сити-XXI век» — одна из немногих девелоперских компаний, которая старается поставить во главу угла качество городской среды. Разработанная компанией концепция «Миниполис» предполагает комплексный подход к формированию комфортной среды проживания и созданию добрососедской атмосферы среди жителей. О новых трендах рынка, планах компании и концепции «Миниполис» мы поговорили с генеральным директором «Сити-XXI век» Владимиром Киреенко.
— В чем сегодня главный тренд рынка? Что будут строить и покупать через несколько лет?
— Главный тренд — мало- и среднеэтажная застройка. Она будет очень востребована покупателями в ближайшие годы. Сегодня на рынке колоссальный дисбаланс. Есть коттеджи, есть многоэтажки, а между этими сегментами ничего. И эта середина будет насыщаться. Мы уже проектируем среднеэтажные комплексы. Развитие конкурентов тоже подтверждает этот тренд.
— Что такое, по-вашему, среднеэтажный? В «донстроевских» «Воробьевых горах» по контрасту с небоскребами так называли 14-этажки.
— Средняя этажность — это четыре-семь этажей.
— Среднеэтажная застройка будет намного дороже многоэтажной?
— Цена зависит от места, от качества объекта. Если продукт качественный, то цены в нем могут быть выше на 10-15 процентов, чем в среднем по рынку.
— Сегодня большинство новостроек Подмосковья — это почти советские микрорайоны унылых многоэтажек. Но хуже, что очередная областная новостройка еще больше увеличивает дисбаланс «жилье на окраине — рабочие места в центре». Ситуация меняется?
— Вы затронули, наверное, самый серьезный вопрос современного градостроительства — генпланирование. Это тема в том числе и государственного управления. Надо ведь не просто строить жилье, но и создавать рабочие места, возводить школы, делать инженерную и социальную инфраструктуру. Только при таком развитии территорий можно минимизировать транспортные потоки. Сегодня уже начат процесс планирования присоединенных к Москве территорий. Мы видим работу местных архитекторов в Подмосковье, они учитывают не только строительство жилых метров, но и транспортную и другую инфраструктурную среду. Этим занимаются мэр Москвы и губернатор Подмосковья.
Но повышенное внимание этим вопросам начали уделять лишь пару лет назад, а с момента грамотного планирования до первых результатов проходит минимум три-пять лет. То, что сейчас строится, — продукт, который создавался пять лет назад. То, что начнет строиться через год-два, будет совсем другого градостроительного качества.
Мы считаем весьма позитивным проектом наш «Миниполис Строгинский». Это не только жилые комплексы. Рядом мы построили ледовый дворец. В день он принимает до трех тысяч детей, жителям района их не надо возить через пол-Москвы. Есть детский сад, есть и стадион «Янтарь». В этом году будет сдаваться первая очередь учебного корпуса Московского государственного института электроники и математики, который вошел в состав Высшей школы экономики. Пожалуйста, занимайтесь спортом, учитесь! Работайте рядом с домом!
— Когда появилась ваша концепция «Миниполис» и в чем она?
— Концепция появилась в 2008 году. В ее основе комплексный подход к созданию комфортной среды проживания и добрососедской атмосферы среди жителей. Свою задачу видим в том, чтобы наши жители получали максимум услуг и сервисов.
— Можете ли пояснить это на каком-то примере?
— Возьмем наш новый квартал комфорт-класса «Краски жизни» в Видном. Он входит в «Миниполис Радужный». На сегодня это самый вышколенный в хорошем смысле слова и скрупулезно проработанный нами проект. По внутренней начинке и пространственному решению он вполне может конкурировать с московскими комплексами и даже превзойти по ряду параметров. В проект включены школа и торговый центр шаговой доступности «Ларец». Уже открыт детский сад. Запланированы дошкольные образовательные учреждения, спортивный клуб, аптека, магазин фермерских продуктов. Как и на территории первых домов концепции «Миниполис», высадим аллею из лип.
На всей территории предусматривается Wi-Fi. Детские и игровые площадки не по нормативам, а сверх нормы и высокого качества. Здесь также разместятся баскетбольная зона, два поля для мини-футбола, велосипедная дорожка, огороженная площадка для выгула собак со специальными тренажерами для них. И конечно, хорошая отделка холлов, современная инженерная начинка зданий и благоустройство.
— Образуются ли в ваших «миниполисах» комьюнити?
— Мы видим, как образуются группы по интересам. В одном из комплексов создался общественный совет дома. Люди общаются, думают, как улучшить жизнь в доме. Мы своих жильцов не бросаем и после сдачи дома в эксплуатацию. Например, жители одного из комплексов попросили сделать новую детскую площадку. Комплекс был сдан пару лет назад, но мы откликнулись, предложили им нарисовать, что они хотят. А потом представили свой вариант, который был в три раза дороже. Не 30 тысяч долларов, а 100. Но в итоге жители получили действительно хорошую современную площадку — за наш счет. Считаем, что в таких вопросах скупиться и мелочиться не нужно. Если решили улучшать, делать это надо на высоком уровне.
— По отношению к проектам «жесткого эконома» вы насыщаете комплексы социальной и инженерной инфраструктурой. Это происходит в ущерб экономике процесса?
— Да. Мы готовы потерять на этом до 10 процентов от прибыли. Но идем на это сознательно. Наверное, потому и наблюдаем себя стабильно в списке столичных строительных компаний с высоким уровнем социальной ответственности. Для нас это значимый показатель и часть стратегии. С другой стороны, такой подход не только работает на репутацию компании, но и несет экономическую целесообразность. Нам выгодно, что многие покупатели к нам возвращаются. Есть люди, которые покупают у нас квартиры уже на протяжении 10 лет. Они знают, что приобретают недвижимость у надежного и проверенного строителя жилья в Москве и Подмосковье.
— В чем видите основное конкурентное преимущество вашей компании? Чем вы отличаетесь от конкурентов?
— Качеством создаваемого продукта. Мы максимально наполняем наши комплексы социальной и инженерной инфраструктурой. Стараемся быть впереди рынка, поэтому внимательно следим за передовыми технологиями и трендами. Применяем зеленые технологии. Хотим, чтобы наши дома были гордостью не только нашей, но и жителей.
— Представим рядом два комплекса — ваш и обычный «эконом». На сколько ваши квартиры будут дороже?
— Процентов на 10-15. Но сравнивать так некорректно. Мы все-таки не работаем в экономклассе. Наш сегмент «бизнес» и в большей степени «комфорт».
— Зеленые технологии — главный тренд в мире. Вы что-то уже использовали в ваших проектах?
— В 2010 году мы построили ледовый дворец в Строгине, где использовали уникальные деревянные фермы длиной 48 метров. Аналогов, по-моему, до сих пор в России нет. Деревянные фермы не просто облегчают конструкцию. Это еще и эстетично, и экологично. Применили и систему рекуперации, при которой тепло от холодильных установок направляется на прогрев воды в бассейнах и горячее водоснабжение.
В одном из проектов закладываем современные системы по мусоропереработке, отвечающие требованиям green development. Используем фасадный материал, который снижает затраты на теплоснабжение здания. Еще в одном проекте для оптимизации затрат планируем установить систему центрального кондиционирования, где охлаждение воздуха происходит водой.
— Каковы планы компании на ближайшие пять-семь лет?
— Перспектива на ближайшие пять-семь лет – ежегодное пополнение портфеля проектов на 200-250 тысяч квадратных метров. И, естественно, строительство примерно в тех же объемах.
— А какова долговая нагрузка компании?
— Менее 20 миллионов долларов. Для девелоперской компании показатель чрезвычайно низкий.
— Несколько месяцев назад ваш коллега из «НДВ-Недвижимость» насчитал, что в Подмосковье в ближайшее время на рынок выйдут десятки миллионов квадратных метров новостроек, и предрек, что рынку угрожает коллапс. Вы разделяете такую апокалипсическую точку зрению?
— Не готов как-то комментировать высказывания коллег. Но насколько я знаю, коллеги свою деятельность не сворачивают, а продолжают работать на этом рынке. Если бы все было так плохо, они бы перепрофилировали свой бизнес.
Я пока не вижу условий для коллапса рынка. Спрос на новостройки Подмосковья и Москвы по-прежнему на высоком уровне. А через два-три года мы прогнозируем не снижение спроса в Подмосковье, а, наоборот, увеличение. Баланс соотношения вводимого жилья в Москве и в Подмосковье по-прежнему будет смещаться в сторону области.
— Сегодня в столице действует чуть ли не мораторий на строительство жилья. Наступят ли в Москве опять времена, когда будут строить по пять миллионов метров, как при Лужкове?
— В старой Москве, думаю, нет. Это прошлая эпоха. Мы движемся все-таки в сторону Европы, а не высокоэтажной застройки Юго-Восточной Азии. Это ближе нам по менталитету. В США и Канаде тоже не делается акцента на высокие этажность и плотность. В Москве плотность застройки действительно была очень высокая. Но я бы не назвал существующее положение мораторием. Это некоторые ограничения, которые пойдут на пользу городу и его жителям. Не думаю, что в ближайшие годы политика изменится и ограничения будут смягчены. «Город для жизни» — так сегодня заявляется вектор развития столицы. Приятно, что что-то уже начало делаться в этом направлении. И не только властью, но и бизнесом.