Ключевая структура медиагруппы, ЗАО «Южный Регион Холдинг», попала в топ-50 крупнейших компаний среднего бизнеса в Ростовской области за 2010 год — компания в одиночку представляет такую сферу деятельности, как телевидение и радиовещание. О том, что происходит в сфере регионального телевидения, надо заметить, вообще говорится мало — в этом смысле Георгий Кудинов штучный собеседник. Но в последнее время внимание он привлекает прежде всего своим сотрудничеством с ДГТУ. Созданный совместно факультет — часть большого проекта медиапарка, у которого две цели — с одной стороны, готовить людей новых профессий, востребованных современной мультимедийной журналистикой, с другой — дать этим людям возможность тут же заявить и реализовать свои проекты. По первому направлению привлечён сильный партнёр в лице Высшей школы экономики, по второму — в лице Российской венчурной компании. Вот это выстроенное партнёрство нескольких сильных игроков делает проект одним из самых резонансных в Ростовской области, благодаря чему медиапарк попал в список приоритетных губернаторских проектов. С Георгием Кудиновым мы говорили о том, почему такой проект вообще возник и как он складывался.
Адаптация к мультиформатной среде
— Вы знаете, когда появилась первая информация о том, что вы задумали медиапарк, она подавалась в таком виде: Кудинов строит себе новую студию. Но когда вы начали сотрудничать с университетом, отношение изменилось. А зачем вам понадобилось партнёрство с вузом?
— Здесь важен контекст. В Национальной ассоциации телерадиовещателей в течение нескольких лет идёт обсуждение судьбы регионального телевидения, потому что существует ряд факторов, которые определяют риски его дальнейшего существования. Во-первых, сейчас заканчивается золотая эра сетевого регионального телевидения. Поэтому те, кто хотят выжить, должны либо производить местный продукт и постепенно перерастать в полноценные компании, либо становиться производящими студиями и делать то, что востребовано сетью и другими телекомпаниями. Вторая тенденция — уход всего в интернет. Аудитория «Яндекса» уже превысила аудиторию «Первого канала»: интернет развивается быстрее, чем это предполагали несколько лет назад. Третий момент — выпускники факультета филологии и журналистики ЮФУ мало подготовлены к работе в мультимедийной среде. Когда мы начали создавать у себя мультимедийную редакцию, то впервые увидели эту проблему, которая существует и до сих пор. У нас был разговор с ЮФУ — два года назад состоялось три встречи с Захаревичем (первый ректор ЮФУ. — «Эксперт ЮГ») по поводу реализации совместного проекта, но, к сожалению, тогда ничего не получилось. А в ДГТУ получилось. Это был практически последний из вузов, в которые я ходил с предложением создать на юге России центр по переподготовке специалистов, обучению новым медийным профессиям, которые уже существуют, но пока толком не описаны в классификаторе программ. И сегодня крупные медийные холдинги, такие как РИА «Новости», Russia Today, распространяющие информацию в мультиформатной среде, постепенно прописывают эти специальности. Они ещё должны закрепиться в новом стандарте, необходимость которого уже явно назрела. Кроме того, в ДГТУ сильный факультет информационных технологий, и наша корпоративная кафедра открывалась именно при нём. В этом году образовался отдельный факультет «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии», создана кафедра медиаменеджмента.
— Что вам нужно было от университета?
— Образовательная среда, вложения, создание совместной конструкции — это же целый комплекс. В нём объединены производственная и учебная части. Ещё одна важная вещь — нельзя учить последовательно, надо учить параллельно с работой. Люди, которые сюда приходят, на выходе должны иметь профессию и свой проект. Более того, на выходе он уже должен начать реализовываться, поэтому мы сюда подтягиваем Российскую венчурную компанию — сейчас на нашей базе она проводит семинары. Мы подписали с РВК соглашение — речь идёт о посевном инвестировании проектов, которые появятся на выходе проекта «Стартап года» и по результатам третьего-четвёртого курса обучения; надеемся также на поддержку правительства области.
— В чём состоял вклад обеих сторон при вашем сотрудничестве с ДГТУ?
— Прежде всего, мы вместе понимали, что это нужно делать. И для университета это важно, потому что сегодня существует понятный тренд — движение к информационным технологиям. Поэтому университет, который был узко технологическим, оказался наиболее продвинутым в понимании того, какие специальности и как нужно развивать. Мы отработали год, и у нас уже начинается стыковка с центром прототипирования, который здесь создан.
— Каким образом происходит эта стыковка?
— Речь идёт о 3D-моделировании промышленных образцов и последующем производстве их на базе центра прототипирования. Аниматоры, дизайнеры начинают здесь обучаться и работать. Присутствует эффект синергии — университет становится не только образовательной площадкой, но и площадкой инновационной.
— Университет какими ресурсами вам помог?
— На самом деле всё подготовил сам университет. Мы просто передали сюда оборудование, направили сотрудников, учим людей. Здесь уже нет собственности медиагруппы — это собственность университета.
— Как выглядит ваша программа развития? Что должно быть на выходе?
— На выходе — создание полноценной образовательно-производственной площадки, где будут учиться люди, куда станут приходить со своими проектами молодые ребята, у которых сегодня нет технологической базы. Всё, что касается индустрии медиатехнологий, будет здесь сконцентрировано. Этот проект входит в «100 губернаторских проектов» — он единственный туда попал из сферы образования. Наверное, это произошло потому, что ничего подобного в Ростовской области пока нет.
Очертания нового образовательного стандарта
— А как оценивать успешность этого проекта?
— По уровню качества образования, по трудоустройству выпускников — мне далеко не безразлично, где они будут работать и как. Возможно — в новых направлениях развития компании «Южный регион». Для медиагруппы это и новые сотрудники, и новая студия, и новые проекты, и развитие отрасли — если не бояться таких высоких слов. Сегодня происходит становление нового формата деятельности — это будет не журналистика, а медиакоммуникации с целым набором новых компетенций и дисциплин. И сейчас как раз идёт этап подбора преподавателей — мы уже отобрали около 30 представителей отрасли, которые заполняют анкеты, проходят тестирование.
— А что за новые компетенции и дисциплины?
— Есть целый круг новых профессий — это и анимация, и 3D-моделирование, и съёмка, и монтаж, и работа в интернете, и социальные сети, и новые медиа. Мы вместе с Высшей школой экономики разрабатываем образовательные программы, новый образовательный стандарт. Уже подписали договор с ВШЭ и вышли на совместную магистратуру. Профессором новой кафедры медиаменеджмента стал приглашённый из ВШЭ Илья Кирия, который будет приезжать сюда и читать лекции. Эта новая специальность — «медиаменеджмент» — запущена с сентября. Кроме того, сейчас ведём разговор с ВШЭ о двойном дипломировании. Мы также составили дорожную карту развития факультета, в которой прописан весь набор всех этих специальностей.
— Вы упомянули создание нового образовательного стандарта. Что он в себя включает?
— Речь идёт о новых специальностях, таких как мультимедийная журналистика, которой раньше не было. Или, например, технический директор компании. Ведь это серьёзная проблема — те технари, которые сегодня приходят к нам в компанию, это, как правило, ребята, окончившие радиотехнический институт или колледж связи. Но они обычно очень мало разбираются в том, ради чего это всё. Более того, движение к другим форматам порождает конфликтное поле между технарями и гуманитариями. Поэтому то, что сейчас рождается, — это симбиоз того, что было, и новых технологий. А появление новых технологий как раз и подталкивает появление новых профессий.
Во главе процесса выработки нового стандарта сейчас стоит ВШЭ, куда это направление перетекло из печально известного Internews, а тот в своё время учил всех нас. Там были очень интересные кадры, был создан образовательный центр, в котором очень много ребят прошли стажировку и переподготовку. Все кадры Internews перетекли в ВШЭ и создали при ней Высшую школу журналистики. Они также начали работать с РИА «Новости» — это как раз одна из немногих площадок, на которых создаются новые форматы. И отсюда возникло понимание того, что нужны новые площадки, новые форматы, мультиплатформенность — всё то, чему никто никогда не учил. Они оказались первыми, в течение нескольких лет они и к нам приезжали с тренингами. Тогда было положено начало нашему сотрудничеству.
— А какова судьба нового стандарта?
— Он ещё только разрабатывается и подаётся на регистрацию в Министерство образования РФ. Я думаю, что в лучшем случае его могут принять к 2013 году, чтобы со следующего года мы уже могли набирать студентов и обучать их по новому стандарту. А пока мы работаем в рамках стандарта существующего.
Как попасть в первый мультиплекс
— Каковы ваши отношения с региональными властями? У вас совместный проект, или вы пытаетесь получить дополнительные ресурсы на развитие ваших проектов?
— У нас ряд проектов, которые мы развиваем самостоятельно. Например, наш последний проект — интернет-канал. Это и площадка для молодёжи, и образовательная площадка для факультета. Единственный проект, который сегодня должен быть реализован при поддержке области, — это телевизионный канал «Южный регион Дон». Три года назад, когда объявили о формировании цифровых пакетов, срок попадания регионального канала в первый мультиплекс был запланирован на 2010 год. Все побежали — и мы побежали. Одним из условий был переход на собственное программирование. Проект разрабатывался при поддержке прежней администрации. Определённая сумма была заложена в программу развития, которая, соответственно, была связана с развитием телерадиовещания. Тогда появились такие проекты, как спутниковое распространение сигнала, «Телевизионная деревня» (сеть маломощных ретрансляторов спутниковых программ), сельские электронные кинотеатры и некоторые другие. В 2008 году программа закончилась — прекратилась выборность губернаторов, и интерес к ней пропал. И вот мы до сих пор ждём конкурса на попадание в первый мультиплекс цифровых каналов. Конечно, самопрограммирование канала требует существенных средств, а хороший канал требует ещё бо́льших денег. Поэтому всё это время мы ведём диалог с правительством Ростовской области о создании регионального канала, объединяющего существующие областные теле‑ и радиокомпании на базе медиагруппы «Южный Регион». Тем более что сегодня ни одной частоты больше получить невозможно — всё заблокировано под будущую «цифру».
— А сколько нужно денег на полноценный региональный канал?
— В разных регионах получается по-разному. В Краснодарском крае, где достаточно давно работает «Новое телевидение Кубани», — 550 миллионов рублей в год. В Татарстане — порядка 300 миллионов в год. Мы составляли смету для себя и выходили где-то на 110 миллионов в год.
Но есть ещё одна проблема. Чтобы создать полноценное рекламное пространство, нужно решать вопрос и с измерением аудиторий СМИ. Потому что сегодня единственный измеритель в стране — TNS Gallup — измеряет только крупные города. В Ростове, например, наш канал вещает в кабельном режиме — соответственно, TNS Gallup его не измеряет. И поэтому рекламодатели в выборках каналов не видят «Южный регион Дон». Поэтому в тех предложениях, которые мы забрасываем правительству, отдельной строкой идёт необходимость обеспечить социологические исследования. Мы проводили свои измерения по области в конце 2010 — начале 2011 года. Из них мы сделали определённые выводы. Когда 65 процентов сельских жителей смотрят «Триколор», понятно, что они не увидят местных программ — там нет местных врезок. Поэтому нужно входить в «Триколор» — тогда нас будут смотреть в тех районах, где люди ограничены только спутниковым просмотром. Социология — очень серьёзный фактор, который должен обязательно войти в программу.
— Такой канал — это заведомо дотационная вещь?
— В отношении распространения — безусловно. Во всяком случае, до тех пор, пока он не войдёт в цифровой пакет. После этого ему будет обеспечено собственное стопроцентное распространение. К тому же, вещание в «цифре» позволяет получить данные об аудитории, что тоже очень важно, потому что сейчас измеряется фактически не аудитория, а проникновение.
— Когда может появиться определённость по попаданию в цифровой пакет?
— В Ростове это должно произойти в 2012–2013 годах. Как только пройдёт первый конкурс и появится первый региональный канал в мультиплексе, станет понятно, что это такое. Потому что до сих пор пока никто ничего определённого сказать не может.
— А медиапарк будет создаваться только за счёт средств ДГТУ и медиагруппы?
— Там другая тема. Когда медиапарк открывал замминистра связи РФ Александр Жаров, был разговор о том, что есть хорошая федеральная программа финансирования технопарков. В Министерстве связи очень понравилась идея регионального медиапарка, который будет к тому же образовательным центром на юге России. Они готовы включить нас в программу при условии софинансирования со стороны правительства Ростовской области.
— А что реально сделать за счёт своих средств?
— Всё то, что уже сделано, мы сделали за счёт собственных средств и средств ДГТУ — в этот проект мы вложили около 20 миллионов рублей. То же самое относится и к продолжающимся работам — это и расширение факультета, и ремонт, и приобретение дополнительного оборудования для компьютерных классов. А вот два новых объекта — медиапарк и студию — мы в ближайшее время сами вряд ли потянем. Причём один из якорных инвесторов — РИА «Новости» — уже готов создавать здесь видеохостинг и пресс-центр. Они даже оборудование привезли из Сочи, оно лежит на складе, но мы пока, к сожалению, его не можем использовать. То есть наши ближайшие задачи — довести до ума то, что начали.
В ДГТУ заканчивается строительство зрительного зала на 1400 мест, специально оборудованного под телевизионные трансляции, где скоро пройдут два мероприятия: финал премии «Стартап года» и первый студенческий фестиваль медиа «ТЭФИ». Сам медиапарк рассчитан не только на ДГТУ, он должен стать городским креативным центром. Все составляющие есть, и если днём это будет бизнес-инкубатор и рабочая площадка, то вечером — площадка культурная: большие экраны с трансляциями фильмов, медиамузей, научное кафе, концерты. Учитывая, что только в ДГТУ более 50 тысяч студентов, это уже интересно.