— Есть предварительная информация, что проектов, которые вы везёте в этом году на сочинский форум, особенно много. Что изменилось в позиционировании города за прошедший год?
— Главная идея последних лет заключается в комплексном развитии Краснодара, которое включает в себя и объекты жилищного строительства, и инфраструктурное обеспечение, и создание в городе комфортной среды. В принципе, мы поэтапно ведём работу по этим направлениям всё последнее время. В этом году планируем к рассмотрению 30 крупномасштабных проектов развития города на общую сумму порядка 165 миллиардов рублей — это чуть больше того, что было в прошлом году. Всего мы предлагаем 35 инвестиционных площадок суммарной площадью 1810 гектаров. На форуме мы будем представлены в составе экспозиции Краснодарского края, и если раньше мы делали акцент на тех проектах, которые уже находятся в стадии разработки и внедрения, то сегодня основное внимание уделяем одной теме — реконструкции города. Мы подошли к моменту, когда уже можно взяться за продолжение того, что было начато и приостановлено в ходе кризиса.
Главная наша экспозиция будет представлять собой как раз реконструкцию центральной части города. Особенно для нас важна фасадная часть со стороны реки Кубань — это так называемая эспланада, переходная конструкция, возвышение над улицами, которое соединит четыре квартала от улицы Красной до Кубанской набережной. Краснодар хотя и строился на берегу Кубани, но в силу своих исторических особенностей был от неё отвёрнут, потому что с момента основания ему приходилось защищаться от врагов, угрожавших с другого берега. Поэтому Краснодар стоял к реке «спиной», отстраивался с учётом возможных опасностей. Сегодня мы вновь развернули город к реке. Вся архитектурная практика сейчас сосредотачивается на создании видимого со стороны реки облика, поэтому Краснодар будет представлен на форуме именно фасадной частью, выходящей к Кубани. Для этого уже немало сделано. Эта часть нашей работы, этот проект и формирует главное, что мы намерены воплотить. Проект достаточно ёмкий, его стоимость — около 10 миллиардов рублей.
— Чей это проект?
— Головной институт, который его делает, — Краснодаргражданпроект. Помимо этого, есть ряд проектов и архитектурного, и инженерного содержания, которые станут его дополнять, — их около 30, и все они будут увязаны между собой. В последнее время, кстати, несколько изменилась картина в части привлечения инвесторов: если раньше к нам «заходили» иностранцы, питерские и московские игроки, то сейчас заметный интерес к нашим инвестиционным предложениям проявляют региональные и местные компании.
— Как и почему это случилось?
— В 2007–2008 годах, даже в начале 2009-го у нас было повальное увлечение брендами. Мы участвовали в форумах и ставили перед собой задачу привести в город крупных игроков, желательно иностранных. Но после кризиса всё изменилось, поменялось само отношение к финансам. Я помню времена, когда все оперировали очень крупными суммами. Сегодня такого нет, и я считаю, что мы правильно поступили, что не отвернули от себя региональный бизнес. Ушли москвичи, ушли крупные иностранные компании, а свои — и городские, и региональные — набрали силу и уже конкурируют между собой.
— Изменилось ваше отношение к местному бизнесу и вы создали дополнительные стимулы для него, или изменилось отношение самого местного бизнеса к тому, что происходит в регионе?
— Они почувствовали большую свободу и лучшее отношение к себе. До кризиса сильнее участвовали приезжие, которые широко рекламировались в городе. Когда шло соперничество между местными и теми, кто пришёл, одна крупная столичная компания забрала себе половину кварталов из тех 310, что были отданы под застройку в рамках проекта реконструкции центра. Но эта компания до сих пор ещё в себя не пришла и очень мало строит. А те, кто тогда просто смотрел, за это время больше развились — они сегодня больше могут, с учётом того, что у них есть все условия для работы.
Ключевая встреча
— Весной состоялась встреча губернатора Александра Ткачёва с главой РЖД Владимиром Якуниным, где обсуждались перспективы проекта «Краснодарский транзит»; вы тоже принимали в ней участие. Каких договорённостей удалось тогда достичь?
— Несмотря на то, что первые соглашения с РЖД были подписаны ещё шесть лет назад, последующий кризис снизил внимание «Российских железных дорог» к этому проекту. «Краснодарский транзит» — это всё-таки очень масштабное решение стоимостью 30 миллиардов рублей. Актуальность этого проекта сегодня выросла, но РЖД до последнего времени относились к нему прохладно. И вот весной Владимир Якунин впервые назвал этот проект привлекательным. А вместе с краснодарским обходом, который подразумевает, что грузовые составы начнут огибать город в направлении Азово-Черноморского побережья, параллельно будет решаться вопрос и о выводе пассажирской ветки, которая тоже должна обойти Краснодар. Подписаны соглашения, создана комиссия, и есть уже уверенность в том, что проект становится живым, актуальным.
— Почему проект вдруг заинтересовал РЖД?
— Потому что есть комплексное решение, которое позволяет параллельно расшивать проблемы по грузовому и пассажирскому движению, тем более, что с переходом пассажирского движения на скоростной режим передвижение поездов по городской ветке до Краснодара-1 будет тормозиться — проще обойти город с северо-востока и выйти на станцию с вдвое большей скоростью.
— А каковы обязательства сторон, прописанные в соглашении?
— Краснодарский обход потребует значительных затрат на использование земель, по которым пройдёт новая ветка, — и в этой части край и город возьмут на себя значительную долю расходов на использование земли. Это является определённым стимулом для РЖД. Такой формат взаимодействия распределяет расходы между РЖД, краем и городом — получается частно-государственное партнёрство в деле.
— Каков следующий шаг в реализации проекта?
— Совместно созданная комиссия определит конкретные затраты, инвестиционную привлекательность проекта и этапы его осуществления. Мы договорились, что по грузовому и пассажирскому сообщению работы будут проводиться параллельно.
Как стимулировать жилищное строительство
— Вы отметили, что сегодня работа над реконструкцией центра Краснодара активизировалась. Многие города — те же Ростов или Ставрополь — хотели бы перестроить свои центральные районы, но на деле это мало кому удаётся. Вы говорите, что количество кварталов, отданных инвесторам, увеличивается. Вопрос: а что мотивирует инвесторов? Ведь это, как правило, весьма дорогостоящие проекты.
— Первостепенный стимул — экономическая целесообразность. Скажем, у нас был инвестпроект на территории бывшего завода «Октябрь». Тогда трудно было представить, что этого завода не будет, — а теперь все уже забыли, что он там находился, сегодня там располагается первая очередь ТРЦ «Галерея Краснодар», место притяжения для горожан — жизнь там кипит круглые сутки. Несколько месяцев назад началось строительство второй очереди.
У нас есть совместная с краем программа «Краснодару — столичный облик». Первая её часть, охватившая период 2007–2011 годов, уже завершена. Текущий год у нас «непрограммный», но скоро стартует новый этап, который продлится до 2017 года, — в него мы включили очень многие направления развития города, в том числе те средства, которые необходимы для расселения из ветхого и аварийного жилья. За предыдущие пять лет с площадок реконструкции, аналогичной той, где строится «Галерея», мы снесли порядка 75 тысяч квадратных метров жилья, переселили более трёх тысяч семей. Таким образом мы поддерживаем спрос инвесторов, потому что снос и переселение — самая сложная часть, не столько по затратам, сколько по организационной работе с населением. Люди не хотят переселяться в те или иные районы, начинают дробиться-жениться-разводиться, а инвесторов это отпугивает. Но когда город берёт это на себя, вопросы решаются.
— Откуда у инвесторов уверенность, что есть рынок сбыта, что будет спрос?
— Если посмотреть, куда инвесторы Краснодара хотят вкладывать свои средства, то это будут строительство и торговля. Удивительная особенность нашего города — спрос на землю даже для строительства торговых площадей не исчерпан, хотя мы по количеству торговых площадей на человека уже обогнали Ростов и Москву. А ведь, казалось бы, в этом направлении надо уже остановиться.
— Если посмотреть, сколько нового жилья строится в Краснодаре, складывается ощущение, что город скоро увеличится раза в полтора. Кто будет покупать всё это жильё?
— Мы же за счёт этого жилья решаем социальные задачи города. К примеру, в этом году только согласно нашим планам в рамках программы расселения из ветхого и аварийного жилья мы переселим около 300 семей. То есть город сам активен как заказчик. Плюс есть различные категории граждан, которым выделяется жильё, — это дети-сироты, военнослужащие; последние едут со всей страны. Вдобавок нужны метры для реализации различных ипотечных программ, в том числе накопительной «народной» ипотеки — ноу-хау Краснодарского края.
— Со стороны кажется, что «народная» ипотека — скорее психологический фактор, влияющий на рынок.
— Нет. Это уже работает. В Краснодаре уже около тысячи семей участвуют в программе накопительной ипотеки. В течение пяти лет они накопят тот капитал, который потом станет облагаться льготным процентом. То есть через пять лет на рынке начнётся подъём. Но нужно сначала построить подходящее под такие проекты жильё — ведь так? Поэтому политика строительства должна совпасть с экономикой кредитов. Нужно, чтобы через пять лет на рынке было доступное жильё.
Где взять землю
— Фонд РЖС в последнее время выделил Краснодару целый ряд дополнительных земельных участков под жилую застройку. Я помню, что ещё год назад сотрудничество с этим фондом было для вас проблемой. Как вы до него достучались?
— Мы как-то вместе стучались: они со своей стороны, мы со своей, и прошлогодний сочинский форум сыграл в процессе сближения большую роль. Мы активно пообщались на краснодарском стенде, представители фонда с интересом изучали наш строительный сектор, его возможности. Для фонда приоритетно, чтоб земля была продана под жилищное строительство, чтоб она была обеспечена необходимой инфраструктурой. Один из подходов этой организации — вкладывать деньги в подготовку земель под строительство. А в Краснодарском крае обеспеченность собственными возможностями инженерного обустройства выше, чем где бы то ни было. То есть местные строительные компании приобретают или берут в аренду земли под конкретные проекты — и сразу приступают к строительству.
— Получается, проекты другого рода — промышленные, развлекательные, торговые — нужно реализовывать на уже имеющихся землях? Здесь есть резерв площадок?
— Муниципального резерва нет, почему мы и делаем акцент на реконструкцию центра города. Нынешнюю ситуацию нужно по максимуму использовать — пока есть спрос, надо перестроить центр. А другой путь — развитие пригорода. Если бы была другая возможность, мы бы не стали использовать сельскохозяйственные земли. Но у нас с одной стороны река Кубань и другой субъект федерации, по другим направлениям у нас тоже объективные ограничения, поэтому и приходится брать под застройку земли сельхозназначения. Это оптимальная схема в сложившихся обстоятельствах — создание структурно нового городского центра плюс обустройство города за счёт тех земель, которые выбывают из сельхозназначения.
— В нашем с вами предыдущем разговоре главной была ваша мысль о том, что городу не хватает индустриальной составляющей. Из того, что вы сказали сейчас, становится ясно: предпосылок для её развития нет.
— Нужно сказать, что у нас нет проблем с безработицей, её уровень — 0,2 процента. Сегодня половина населения работает в малом и среднем бизнесе. Но и вопрос с индустриализацией решается — есть проект создания восточной промышленной зоны, которая размещается на неиспользуемых землях Кубанского государственного аграрного университета. Сейчас мы прорабатываем вопрос с главными инвесторами, которые бы могли купить и распределить эту землю под промышленные предприятия. Фонд РЖС сам проводит торги — и уже пять новых предприятий выкупили 79 гектаров земли и ведут там строительство. Там будет производство и стройматериалов, и электротехнических изделий, и металлопроизводство.
— Вы ищете якорного инвестора?
— Есть ещё такая потребность, и мы рассматриваем этот вопрос с Внешэкономбанком, который выразил желание участвовать. Банк может проинвестировать саму организацию промзоны. А привлекая в дальнейшем инвесторов, он сможет зарабатывать на кредитах, на организации работы этой площадки.
Роль дублёра Олимпиады
— По второму этапу программы «Краснодару — столичный облик» называются феноменальные суммы — 40 миллиардов рублей, федеральное софинансирование — любой крупный муниципалитет мечтает о таком…
— Ну, у нас только «Краснодарский транзит» оценивается в 30 миллиардов — и он включён в программу. Федеральное участие предусмотрено также в проекте переселения из ветхого и аварийного жилья, капитальном ремонте жилых домов, замене лифтов и инженерного оборудования, строительстве инженерной инфраструктуры на долевых началах.
— Можно ли выделить в рамках этой программы задачи нового для Краснодара уровня?
— Во-первых, это задачи, связанные с проведением Олимпийских игр. Краснодар как столица субъекта федерации здесь играет роль дублёра Сочи. К примеру, нужно построить новый аэропорт, проект уже стартовал — строится посадочная полоса, на очереди — аэровокзальный комплекс. Плюс нужно реконструировать железнодорожный вокзал, провести ремонт дорог. Всё это сопровождается созданием инфраструктурных мощностей.
— В чем состоит роль Краснодара как дублёра?
— Во-первых, аэропорт–дублёр. Учитывая наши климатические условия, успех в транспортном обеспечении во многом зависит от того, как Краснодар поддержит Сочи — это вопрос безопасности, вопрос своевременной доставки пассажиров. Во-вторых, сегодня подготовка персонала, культурных программ проводится не только в Сочи, но и в Краснодаре. Очень много мероприятий отрабатывается именно здесь. То количество гостей, которые поедут в Сочи, так же точно может оказаться в Краснодаре — и сейчас у нас уже строятся шесть гостиниц крупных операторов. Потом всё это должно трансформироваться в инфраструктуру для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Конечно, список городов появится только в сентябре, но мы должны быть готовы, тем более что у нас в городе две команды из Премьер-лиги — у нас есть моральное право на проведение игр чемпионата.
— Логика понятна: через регион будет проходить поток людей, который выгодно завести в город. А зачем этот поток поедет в Краснодар?
— Стенд Краснодара на последнем московском форуме, посвящённом туризму и курортному делу, занял первое место. Мы принимаем ежегодно 250 тысяч туристов, у нас в городе есть 615 достопримечательностей, в том числе исторических и архитектурных. Для края Краснодар — центр делового туризма. Краснодар также можно рассматривать и как центр гастрономического туризма — наш рынок общепита каждый год по товарообороту прирастает на 40–50 процентов, в этом направлении мы тоже видим потенциал роста. Если вы через год приедете в Краснодар, увидите порядка 50–60 новых кафе. Кроме того, мы делаем ставку на создание большего числа сетевых гостиниц — к примеру, у нас заканчивается строительство «Хилтона», в следующем году будет введён в эксплуатацию «Мариотт», ещё три гостиницы строятся. Наш выставочный центр «КраснодарЭКСПО» ежегодно проводит пять-шесть выставок международного уровня. Всё это значит, что развитие делового туризма имеет для нас большое значение.
— Нужно развивать все направления туризма или концентрироваться только на деловом?
— Думаю, его нужно развивать как основной вид туризма, но к нему должны быть приложены другие направления, которые бы помогали формировать имидж города, — взять ту же гастрономию или фестивальную базу.
— В это направление развития можно вписать проекты создания парка «Затерянные миры» и центра современного искусства, который был очень громко анонсирован. Эти идеи получат развитие?
— Вопрос о «Затерянных мирах» сейчас решается на уровне Фонда РЖС — инициатор проекта просит почти 800 гектаров, и ему надо подтвердить свою состоятельность. Это место в случае создания парка будет центровым для всей Европы — а это уже туризм мирового класса.
— Применительно к Краснодарскому краю и Краснодару активно обсуждается вопрос, что будет после Олимпиады. Бизнесмены высказывают опасения, связанные с будущей стагнацией. Олимпиада близка, и кажется, что после этого будет спад. Вы этого ожидаете?
— Конечно, Олимпиада пройдёт, и для Сочи настанут другие времена. Но я надеюсь, что центр приложения деловой активности переместится после Игр в Краснодар и другие города края. Мы не снижаем свои показатели и сегодня, но после Олимпиады Краснодар будет развиваться активнее, как мне кажется. Те предприятия, которые сейчас работают в Сочи, вернутся в Краснодар и получат работу сообразно своим умениям.
— По каким направлениям, помимо строительства, вы ждёте прорывов?
— Нам просто необходим прорыв в социальной сфере. При существующих темпах строительства жилья нам катастрофически не хватает детских садов, школ. Мы рассчитывали на рывок уже в этом году, но события в Крымске скорректировали наши ожидания. Плюс не хватает инженерной инфраструктуры — здесь тоже нехватка средств, потому что все деньги в другом месте находятся, а это уже сдерживающий фактор. И, конечно же, нужно насыщать город высокотехнологичными производственными мощностями, имиджевыми предприятиями.
— Тот потребительский потенциал, который толкает строительство, торговлю, — он привлекает или отпугивает промышленников? По идее, он сильно разгоняет потребительские запросы — ожидания по зарплате, например. Промышленников это, как правило, пугает.
— Я думаю, прямой зависимости нет. Хотелось бы, чтоб у нас была своя промышленная изюминка, чтобы существовали предприятия, которые бы представляли именно Краснодар. Мы предлагаем развивать здесь производство потребительских товаров — бытовой техники, к примеру. Есть возможности создания рабочей базы — у нас много крупных университетов, ведущих подготовку специалистов различного профиля. Есть возможности развивать промышленность — вплоть до того, чтобы создать здесь предприятие по сборке автомобилей. Спрос на них в крае один из самых высоких в России — почему бы их здесь не производить? Наш опыт производства комбайнов и сельхозтехники, думаю, со всей ответственностью уже можно признать удачным.
В подготовке материала принимала участие Анна Филатова