Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Архитекторы могут многое


Две главные работы Сергея Алексеева, профессора кафедры дизайна архитектурной среды Ростовской академии архитектуры и искусств, в центре Ростова — новый корпус Южно-Российского гуманитарного института и здание магазина «Афродита» — ценны не только как произведения современной архитектуры, но и как некий показатель общего состояния ростовского градостроительства. Пожалуй, два этих здания — это самая интересная новая ростовская архитектура на фоне безликих сооружений, которых в городе с каждым годом всё больше. По мнению Сергея Алексеева, нынешняя ситуация может быть исправлена лишь путём взаимодействия профессионального и городского сообществ: именно с этой целью на базе ИАрхИ ЮФУ сегодня создаётся музей архитектуры.

Нужна трансляция архитектуры

Что представляет собой ваш проект музея архитектуры? Похоже, он будет иметь мало общего с академическим музейным форматом?

— Пока это действительно только проект, но у него уже есть определённые очертания. Институт архитектуры и искусств ЮФУ располагает свободными площадями здания бывшего заводоуправления «Красный Дон» и нуждается в пространстве, где производился бы обмен идеями между профессиональным и городским сообществами. Мы, архитекторы, страдаем от того, что наше сообщество — это вещь в себе, хотя нам важно услышать от жителей, что они думают о нашей деятельности. Горожане ведь имеют своё представление об архитектуре, а обратной связи с архитекторами у них нет.

Получается, вы хотите создать музей «бумажной» архитектуры?

— Музей задумывается не просто как место, где наши студенты смогут показать, чему они научились, или выдвинуть те идеи, которые они хотят реализовать, — это скорее попытка соединения нашего гражданского общества с идеологией культуры. К сожалению, у нас эти миры распараллелены, а вот на Западе ситуация качественно иная: там профессиональный цех заинтересован во мнении будущих потребителей архитектуры, у нас же потребитель кушает то, что ему дают. Хотя потенциал развития культуры потребления архитектуры есть: например, в прошлом году в рамках ростовского проекта «Лекториум» было организовано несколько встреч с ведущими архитекторами города. Слушатели задавали много вопросов, и мы поняли, что крайне важно, чтобы идеи, которые только отрабатываются в профессиональной среде, получали выход в городское сообщество.

Оказывают ли содействие проекту местные власти?

— Нет, это сугубо ведомственная задача в рамках ЮФУ — университет заинтересован в том, чтобы здание, о котором я говорил, не стояло без дела. Но структура этого пространства такова, что его невозможно приспособить под учебные аудитории. Поэтому нам разрешили попытку его реанимации под культурные функции. В результате грядущего продления ростовской набережной это здание окажется в максимально центральной позиции, а за ним проектируется большой жилой комплекс.

Ваш музей сможет восполнить функцию выставочного зала на набережной, которое снесли лет десять назад?

— В полной мере. Снесённое здание — типовой вокзал, который был когда-то построен к приезду Сталина на открытие Волго-Донского канала. Это помещение прекрасно использовалось для выставок, но у Союза художников не было средств, и здание пришло в упадок.

Каковы масштабы вашего проектаОн будет иметь значение только для Ростова, или вы рассчитываете на нечто большее?

— Всё зависит от того, как подойти к задаче. Безусловно, это проект регионального значения, а может быть, и шире. Ведь наш институт единственный на огромный регион готовит профессионалов. То, что сейчас происходит в профессии, — ужасно, и поэтому так важен музей как пространство, позволяющее ставить и решать определённые задачи. Вообще в России сейчас есть только одно подобное учреждение — музей имени Щусева в Москве. Его ныне покойный директор Давид Саркисян был настоящим куратором и вывел музей на достойный уровень.

Город как неосознанная ценность

В Ростове уже давно сложилась совершенно вопиющая ситуация в области охраны архитектурных памятников — не в последнюю очередь из-за практики точечной застройки центра. Какую позицию займёт музей по этому вопросу?

— Просветительскую: людям необходимо рассказывать о том, что их окружает. Большое количество памятников находится в ужасном небрежении, они гибнут, и наша задача — открывать и сохранять памятники любой эпохи. Например, в нашем городе жил гений архитектуры — Михаил Кондратьев, он является автором комплекса «Новый быт», а также жилого комплекса на углу Лермонтовской и Будённовского. Состояние двух этих объектов ужасающее, хотя это конструктивистские памятники всероссийского масштаба. Сейчас они классифицированы как вновь выявленные памятники архитектуры, но требуют срочной реконструкции.

Архитекторы могут многое
Новое здание ЮРГИ...

Можете ли вы привести примеры того, как профессиональному сообществу уже удалось добиться каких-то значимых результатов в сохранении архитектурного наследия?

— Я считаю, что ростовский конструктивизм был сохранён благодаря архитекторам Юрию Солнышкину и Артуру Токареву — раньше в конструктивистских зданиях не видели особой ценности, даже в таких шедеврах, как театр имени Горького. Одна из наших целей — привести театр в его первоначальный вид. В своё время замечательный московский архитектор Борис Ерёмин выдвинул концепцию ретроразвития. В частности, он считал, что строительство гостиницы «Россия» рядом с Кремлём — это градостроительная ошибка, которую нужно исправлять путём сноса. Всё так и получилось.

Не так давно ростовская мэрия озвучила планы превращения части города, спускающейся к Дону, в туристическую зону. Честно говоря, существуют большие сомнения, что регенерация многих кварталов в этом районе вообще возможна.

— Она возможна шаг за шагом, медленно и печально. Сейчас, например, должны реконструировать гостиницу «Дон» на Газетном, трущобы вокруг будут постепенно приводиться в порядок. Главная проблема, связанная с центром Ростова, заключается в том, как прийти к плотно-низкой застройке, чтобы она была в едином ключе, но при этом имела иной выход площади, была более экономичной. С моей точки зрения, надо делать имитации старой застройки — не копировать, а следовать уровню городской плотности и даже превышать её.

Как здесь сохранить баланс между старым и новым, чтобы избежать таких градостроительных ошибок, как, скажем, бизнес-центр «Купеческий двор»?

— Город будет жить, и он требует того, чтобы его определённым образом реформировали. Когда это делается комплексно, на уровне квартала, тогда можно добиться блестящего результата. Возьмём для примера типовой квартал в центре Ростова, 240 на 42 метра — одна его часть смотрит на юг, вторая на север. Его можно весь снести под бульдозер, а потом выстроить заново, но на основах другой городской плотности.

Не такую ли политику проводил Лужков в Москве?

— Главный принцип при Лужкове — это суперобъёмы. Он сносил и говорил: «мы сделаем лучше, чем было». Здесь же — качественно иное. Тканевые структуры — потрясающее наследие Ростова, их раньше вырезали, и ткань начинала, как ей и положено, отмирать. Вообще в городе сейчас делается бездна ошибок. Я студентам недавно говорил о том, что все чудовищные высотные здания обречены — когда наступит настоящий кризис, в них будут заселены только первые три этажа, на остальных станут выращивать грибы.

Угадать контекст

В интервью нашему журналу директор одной известной ростовской строительной компании довольно резко высказался в адрес архитекторов — они, мол, слабо понимают экономику строительства. Вы в своей работе как находите общий язык со строителями?

— Все объекты, которые у меня удались, получились не только потому, что я работал на пределе творческих сил, но ещё и потому, что у меня был заказчик, который мне доверял. Я благодарен Виктору Пигулевскому, ректору Южно-Российского гуманитарного института, для которого я проектировал новое здание, — это заказчик высочайшей культуры. В работе с другим заказчиком, фирмой «Афродита», самым важным было попасть в контекст, поскольку рядом находится дом, спроектированный Леонидом Эбергом, которого я знал лично и чьи работы очень люблю. И новое здание «Афродиты» — это прежде всего дань уважения Эбергу.

Архитекторы могут многое
...и магазин «Афродита» — визитные карточки современной архитектуры Ростова

И всё же эти два проекта скорее исключение на фоне того, что строят в Ростове в последние годы. Получается, девелопер практически безраздельно господствует над архитектором?

— Архитекторы могут очень многое, но нам никуда не уйти от проблемы заказчика, он определяет 90 процентов успеха или неуспеха архитектуры. Я не могу назвать достаточное количество объектов, где заказ коллективного жилья получил бы какой-то общезначимый архитектурный эффект. Пожалуй, единственный пример — блестящее сотрудничество архитектора Валерия Благородова и фирмы «Кристина», остальная жилая застройка в Ростове — просто «метры квадратные».

У этого есть определённое объяснение — сейчас государство обозначает уклон в сторону социального жилья. Какие здесь могут быть быстрые решения, кроме строительства этих самых «метров квадратных»?

— Есть масса прекрасных примеров в европейской практике, и я считаю, что подобные проекты социального жилья должны выполняться только на конкурсной основе, с привлечением большого количества архитекторов и независимым жюри. У нас же, как правило, втёмную определяется некто.

Вы имеете в виду проект, который в Ростове реализует дочерняя структура «Интеко»?

— В прошлом году по приглашению бывшего главного архитектора области Александра Бояринова в Ростове гостил Рикардо Бофилл — гений современной архитектуры, велись переговоры о его сотрудничестве с «Интеко», но, наверное, не сошлись в цене. Если бы Бофилл делал этот проект, то мы бы получили мировой шедевр, а так, когда меня пригласили на этот участок, я пришёл в ужас. Это же тюрьма, только раскрашенная. «Интеко» продолжает тенденцию разуплотнённой высотной застройки, но от этой стратегии уже отказались во всём мире.

В Краснодаре сейчас тоже активно развивается комплексная застройка. Там ситуация с архитектурой лучше?

— Благодаря упорству и способностям главного архитектора Краснодарского края Юрия Рысина работа его ведомства великолепно организована. Я видел, что строят в Краснодаре, причём не только жильё. Например, новое здание краевого суда — объект на уровне мировой архитектуры.

Проблема контекста — действительно главная в сегодняшнем градостроительстве?

— Попадание в контекст всегда важно, а проблема контекста связана с тем, что разнородную среду мы должны превращать в нечто целостное. Но я бы не сводил всё только к контексту. Если говорить о старой части города, то существует проблема развития сопредельных территорий, а также проблема громадных жилых образований на окраинах. Человек даже в спальном районе должен ощущать себя в городской среде — многомерной и интересной, а не в клетке для размножения.

А как вы оцениваете состояние градостроительства в других городах Ростовской области?

— Малые города тоже нуждаются в достойной среде и в том, чтобы архитектура приходила к новому качеству. В Ростовской области примером того, как город может преобразиться, для меня является Азов. В Новочеркасске положение несколько хуже, в Таганроге, как я понимаю, всё совсем плохо, хотя Таганрог — это невероятная пространственная ценность.

Зимой Дмитрий Быков прочитал на ростовской сцене очень точно отражающее менталитет города произведение, где речь шла в том числе о метро. Вы как относитесь к этому проекту?

— Возможно, в далёкой перспективе он может быть целесообразен, хотя у нас пока не исчерпаны ресурсы по улучшению наземной инфраструктуры. Но в целом Быков прав, у нас действительно купеческий город, и эту традицию не смогла искоренить даже советская власть. Ростов для меня — средоточие жизненной силы и одновременно провинциальная затхлая дыра, которая, однако, должна быть преобразована.