«Я вас уверяю: буквально через год вы российскую таможню не узнаете», — заявил министр экономического развития Андрей Белоусов на форуме АТЭС во Владивостоке. Действительно, события последних месяцев свидетельствуют о радикальных изменениях в работе российской таможни. Летом правительство одобрило дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования», а в конце октября Госдума приняла в первом чтении законопроект, лишающий ФГУП «Ростэк» — главную коммерческую структуру Федеральной таможенной службы — права заниматься бизнесом.
Последние инициативы властей по модернизации таможни для «Эксперта» согласилась прокомментировать партнер, руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию «Пепеляев Групп» генерал-майор Таможенной службы в отставке Галина Баландина.
— Похоже, правительство всерьез озаботилось вопросами реформирования российской таможни. Об этом, в частности, свидетельствует утвержденная правительством дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования». Каковы ваши впечатления от этого документа?
— Есть ощущение бега по кругу: еще в 2005 году правительством была принята программа развития Таможенной службы, основанная на тех же постулатах, что и дорожная карта. Тогда ждали скорого вступления в ВТО, и под это было подготовлено много программ институциональных преобразований, в том числе реформы Таможенной службы.
Но в 2006 году на реформировании таможни был поставлен крест, потому что пришла новая команда и сказала: «Все, что делалось до нас, было неправильно, потому что это делали не мы». А руководитель Таможенной службы в одном из своих интервью заявил, что за нормами Таможенного кодекса Российской Федерации, который принимался «при ажиотажном участии бизнеса», стоит гигантский частный интерес, что является причиной коррупции. И это было опубликовано в правительственной «Российской газете». Вот вам и doing business. А мы-то так гордились, что Таможенный кодекс — один из немногих на тот период законов, который можно отнести к компромиссу интересов бизнеса и государства, и основные его положения согласованы с восемнадцатью общественными организациями.
Затем в течение двух лет из Таможенной службы было уволено несколько сотен офицеров — руководителей различного уровня, профессионалов своего дела. На это наложились уголовные преследования таможенных чиновников, которые и близко не стояли к коррупции. Самый показательный пример — дело генерала Бахшецяна. Такой чудовищной несправедливости я в нашей стране не припомню. Это дело до сих пор служит моральным ориентиром для служащих таможенной системы. Время от времени на таможенных сайтах фамилия генерала всплывает именно в качестве назидания: ты что, хочешь быть честным? А судьба генерала Бахшецяна тебя ничему не научила?
В результате сегодня можно констатировать, что российскую таможню образца 2005 года, имеющую все шансы стать компетентной системой с четким представлением задач для соответствия мировому уровню, просто вернули на много лет назад,