Есть ли шансы на спасение Греции, что будет с еврозоной и выгодно ли для Германии бедственное положение стран Южной Европы? Корреспондент «Эксперта» встретился с бывшим главным экономистом Европейского центробанка Юргеном Штарком и расспросил его о причинах отставки, а также о вариантах выхода Европы из экономического кризиса.
— Господин Штарк, в сентябре прошлого года вы неожиданно объявили о своем уходе в отставку с поста главного экономиста ЕЦБ. Какова была причина этого решения и насколько сложным стало оно для вас?
— Решение было нелегким и не из тех, что принимаются быстро. Мне потребовалось время, чтобы оно вызрело. Последней каплей для меня стали события августа 2011 года, когда ЕЦБ решил приобретать бумаги Италии и Испании. Однако предпосылки к отставке закладывались задолго до этого. Мне не нравилось то, как реализуется антикризисный менеджмент Европы. С весны 2010 года был выбран путь выхода из кризиса, разрушающий основы, фундамент экономического и валютного союза. Мы стали свидетелями смены парадигмы. На наших глазах страны, столкнувшиеся с серьезнейшими экономическими проблемами, стали получать экономическую помощь. А ведь изначально мы исходили из того, что ни одно из государств — членов еврозоны не может получать такую помощь. Это было сформулировано в принципе запрета на бэйлаут. Государства-члены сами должны были нести ответственность за свои финансы и самостоятельно справляться с трудностями. Последние два года мы видим совершенно иной подход, что, на мой взгляд, является нарушением наших принципов и нарушением Маастрихтского договора.
— Но в чем именно ЕЦБ не прав в своем решении приобретать бумаги? Если оставить за скобками нарушение идеологических принципов валютного союза.
— Здесь есть несколько аспектов. Хотя решение покупать бумаги Италии и Испании принято, оно еще не реализовано, бумаги пока не приобретались. Сама покупка привязана к определенным условиям. Однако уже одним заявлением о готовности к неограниченной скупке бумаг этих двух стран ЕЦБ вышел далеко за рамки практики 2010–2011 годов. Это решение еще больше меняет характер ЕЦБ и валютного союза. ЕЦБ еще глубже вмешивается в политический процесс, поскольку заявляет, что пойдет на те или иные шаги в зависимости от выполнения странами тех или иных условий. Тем самым подается сигнал, что речь идет не о денежной политике. Денежная политика не может быть привязана к условиям. В денежной политике решение либо необходимо, и тогда оно не привязывается к условиям, либо речь идет о чем-то другом. Например, о том, чтобы снизить стоимость рефинансирования для отдельных стран. По моему мнению, это сильно выходит за рамки полномочий ЕЦБ.
— Но разве это не то, о чем мечтают европейские политики: превратить ЕЦБ в аналог американского Федерального резерва, с тем чтобы ЕЦБ не только контролировал инфляцию, но и стимулировал экономический рост?
— Разумеется, такие мысли приходят в головы политиков. Но валютный союз создавался на основе других взглядов. В частности, на основе историч