Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Успешность ошибочного менеджмента


Есть ли шансы на спасение Греции, что будет с еврозоной и выгодно ли для Германии бедственное положение стран Южной Европы? Корреспондент «Эксперта» встретился с бывшим главным экономистом Европейского центробанка Юргеном Штарком и расспросил его о причинах отставки, а также о вариантах выхода Европы из экономического кризиса.

Господин Штарк, в сентябре прошлого года вы неожиданно объявили о своем уходе в отставку с поста главного экономиста ЕЦБ. Какова была причина этого решения и насколько сложным стало оно для вас?

— Решение было нелегким и не из тех, что принимаются быстро. Мне потребовалось время, чтобы оно вызрело. Последней каплей для меня стали события августа 2011 года, когда ЕЦБ решил приобретать бумаги Италии и Испании. Однако предпосылки к отставке закладывались задолго до этого. Мне не нравилось то, как реализуется антикризисный менеджмент Европы. С весны 2010 года был выбран путь выхода из кризиса, разрушающий основы, фундамент экономического и валютного союза. Мы стали свидетелями смены парадигмы. На наших глазах страны, столкнувшиеся с серьезнейшими экономическими проблемами, стали получать экономическую помощь. А ведь изначально мы исходили из того, что ни одно из государств — членов еврозоны не может получать такую помощь. Это было сформулировано в принципе запрета на бэйлаут. Государства-члены сами должны были нести ответственность за свои финансы и самостоятельно справляться с трудностями. Последние два года мы видим совершенно иной подход, что, на мой взгляд, является нарушением наших принципов и нарушением Маастрихтского договора.

Но в чем именно ЕЦБ не прав в своем решении приобретать бумаги? Если оставить за скобками нарушение идеологических принципов валютного союза.

— Здесь есть несколько аспектов. Хотя решение покупать бумаги Италии и Испании принято, оно еще не реализовано, бумаги пока не приобретались. Сама покупка привязана к определенным условиям. Однако уже одним заявлением о готовности к неограниченной скупке бумаг этих двух стран ЕЦБ вышел далеко за рамки практики 2010–2011 годов. Это решение еще больше меняет характер ЕЦБ и валютного союза. ЕЦБ еще глубже вмешивается в политический процесс, поскольку заявляет, что пойдет на те или иные шаги в зависимости от выполнения странами тех или иных условий. Тем самым подается сигнал, что речь идет не о денежной политике. Денежная политика не может быть привязана к условиям. В денежной политике решение либо необходимо, и тогда оно не привязывается к условиям, либо речь идет о чем-то другом. Например, о том, чтобы снизить стоимость рефинансирования для отдельных стран. По моему мнению, это сильно выходит за рамки полномочий ЕЦБ.

Но разве это не то, о чем мечтают европейские политики: превратить ЕЦБ в аналог американского Федерального резерва, с тем чтобы ЕЦБ не только контролировал инфляцию, но и стимулировал экономический рост?

— Разумеется, такие мысли приходят в головы политиков. Но валютный союз создавался на основе других взглядов. В частности, на основе историч