Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Горожане не должны быть жертвами, а архитекторы — насильниками»


В октябре открылась Московская архитектурная школа (МАРШ) — институция, работающая по новой для российского архитектурного образования модели. После двух лет обучения выпускники получат британский диплом магистра архитектуры и урбанистики. Особый интерес вызывает то, что ректором МАРШа стал Евгений Асс — архитектор, профессор МАРХИ и, пожалуй, самый известный архитектурный преподаватель страны. Партнерами МАРШ выступили Британская высшая школа дизайна и London Metropolitan University.

Мы беседуем с Евгением Ассом о новых подходах к архитектурному образованию, социальной ответственности архитектора и идентичности отечественной архитектуры.

Вы больше десяти лет хотели открыть собственную школу. Почему это случилось только сейчас?

— До недавнего времени я не ощущал острой необходимости, и потом звезды еще не встали правильно. А вот в прошлом году они встали, и нашелся партнер в лице Британской высшей школы дизайна. Но только увидев конкурс в два человека на место, мы поняли, насколько востребованным оказался проект. Впервые в России возникла серьезная магистерская программа, предоставляющая полноценное высшее архитектурное образование, не привязанное к существующим институциям.

Московские архитекторы любят покритиковать свою альма-матер — МАРХИ. В чем, по-вашему, главные слабости образования там?

— Мне не хотелось бы затрагивать эту тему. Я двадцать лет преподавал в Мастерской экспериментального проектирования в МАРХИ, да и сегодня продолжаю там работать. Если говорить о российском архитектурном образовании в целом, то проблема в законсервированности всей системы, которая в свое время была выстроена исключительно под МАРХИ. А в Европе и США работает множество разнообразных архитектурных школ. За счет этого идет их взаимное влияние, обогащение.

Особенностью российского архитектурного образования считается чрезмерное увлечение живописным подходом. Это французское влияние?

— В российской архитектурной школе смешались традиции, с одной стороны, французской Ecole des Beaux-Arts, с другой — нашего ВХУТЕМАСа. Это причудливое переплетение в каких-то областях дает интересный и сильный результат, а в каких-то — гарантирует отставание. Лично мне кажется, что преобладание изобразительной составляющей отвлекает от реальных проблем, смещает акценты.

Одна из бед нашего образования — отрыв от реальности. Студенты недостаточно развиты в плане чувствительности к физическому опыту. У них очень слабая тактильность, потому что они не работают с материалом. Студентов учат производить красивые чертежи. Но архитектура не чертежи. Это живое пространство и живая материя, это работа, связанная со строительной площадкой.

Еще один странный аспект нашего архитектурного образования — изолированность от актуальных культурных практик. Знакомство наших студентов с историей искусства завершается где-то десятыми годами XX века. В мире я такого нигде больше не встречал. Это недоразумение, потому что современная художественная практика оказывает существенное влияние на архитектур