Российским корпорациям еще есть чему учиться у западных коллег в части управления инновационными разработками. Но просто подхватывать модные концепции наподобие открытых инноваций недостаточно. Для успешного использования необходимо критически их оценивать и понимать рациональные причины, которые лежат в основе новых трендов.
Philips уже более 120 лет успешно продает свои инновационные разработки. Начав с производства лампочек, компания сумела сохранить это направление в качестве одного из основных, но при этом добилась успеха и на рынках бытовой электроники и медицинской техники. На ее счету разработка CD-, DVD- и Blu-ray-дисков, ЖК-экранов и ламп современных типов. О работе с инновациями нам рассказал во время своего визита в Россию Джон Белл, директор по стратегии и развитию бизнеса подразделения Philips Research, бывший вице-президент Philips по корпоративной стратегии и альянсам. Сейчас в сфере его ответственности стратегия подразделения, портфель его исследований и работа со стратегическими партнерами. Philips Research — исследовательское подразделение Philips с ежегодным бюджетом в размере не менее 1% общих годовых продаж Philips, в нем более 1800 сотрудников.
— Открытые инновации стали благодатной темой для пустословия. Можете ли вы, чтобы ограничить ее рамки, рассказать, в каких случаях они неприменимы?
— Открытые инновации — это очень важная для нас концепция. Мы подразумеваем под ними привлечение сторонних мозгов для решения наших задач. Есть ли ситуации, где открытые инновации не работают? Я бы сказал, и да и нет. В исключительных случаях, когда очень важно сохранить всю экспертизу по какой-либо тематике внутри компании, думаю, допустим отказ. Но даже в этих случаях часть работы может быть отдана на сторону.
— Есть ли сейчас у Philips подобные проекты, которые ведутся целиком собственными силами?
— Да, это направление медицинской визуализации — рентгенология и магнитно-резонансная томография, в которых используется обработка изображений. Здесь мы очень сильны и хотели бы сохранить результаты внутри компании, без утечки информации. Но это не значит, что вся исследовательская работа, касающаяся систем медицинской визуализации, делается внутри компании. Визуализация — весьма широкая область работ. Конечно же, по отдельным направлениям совершенствования ее технологий мы работаем и с клиниками, и с университетами. Я не могу сказать, что есть большие проекты, которые компания делает полностью сама. В рамках каждого конкретного направления используются свои критерии принятия решения о соотношении открытых и закрытых инноваций.
— А как формируется стратегия исследовательских направлений? Есть ли долгосрочные прогнозы по отраслям и если есть, то как вы их используете?
— В первую очередь мы, конечно, следим за масштабными изменениями в обществе. Например, мы видим тенденции к ожирению населения, к существенному увеличению количества пожилых людей, а также изменения климата. Стремительно растет число хронических заболеваний, особенно онкологиче