Победителем был выбран корпоративный секретарь компании «Казахтелеком» Булат Абдыкалыков. «Эксперт Казахстан» спросил у Булата Катшибековича, как ему и компании, которую он представляет, удалось добиться столь высоких результатов и какое значение в «Казахтелекоме» придают системе корпоративного управления (КУ).
— Какие методики, направленные на совершенствование системы корпоративного управления, используются в компании «Казахтелеком» и что позволило ей стать лидером по этому показателю?
— Дело в том, что корпоративное управление в нашей компании строится на таких базовых принципах, как ответственность, прозрачность, профессионализм и компетенция. В октябре 2009 года мы заключили соглашение об оценке анализа и подотчетности системы корпуправления с компанией Standard & Poor’s, являющейся признанным мировым лидером в сфере предоставления информации и услуг по оценке рисков. После проведения соответствующей оценки системы КУ компании «Казахтелеком» Standard & Poor’s присвоил нам рейтинг на уровне 5 баллов по методологии GAMMA — анализ и оценка эффективности корпоративного управления, подотчетности и менеджмента. В дальнейшем в ходе ежегодного пересмотра рейтинга в январе 2011 года Standard & Poor’s сообщил о повышении этого показателя с 5 до 5+. Это связано в основном с улучшением работы совета директоров компании. В дальнейшем диагностика корпоративного управления АО «Казахтелеком» проводилась ТОО «KPMG Tax & Advisory» в период с 12.09.2011 по 30.11.2011 года. Специалистами KPMG были исследованы события за период с 01.01.2010 по 30.11.2011 года. Согласно отчету о соответствии уровня корпоративного управления лучшей мировой практике, присланному KPMG 30.11.2011 года, уровень корпоративного управления АО «Казахтелеком» соответствует требованиям лучшей практики и составляет 64,8 процента. АО «Казахтелеком» было признано лидером по уровню РКУ среди дочерних компаний АО «Самрук-Казына», прошедших диагностику системы корпоративного управления в 2011 году. В настоящее время ведется анализ и оценка показателей 2012 года, по итогам которой будут приниматься решения о дальнейшем совершенствовании системы корпоративного управления.
— Сегодня выделяют две модели корпоративного управления. Англо-американскую, основанную на приоритете прав акционеров и осуществлении контроля через рынок капиталов, и континентальную модель банковского контроля, когда банки и их представители в совете директоров играют решающую роль в управлении предприятием. Какая модель применяется в системе корпоративного планирования в вашей компании и чем объясняется именно этот выбор?
— Я бы не стал говорить о том, что в нашей компании принята какая-то одна модель управления, мы подошли к этому вопросу комплексно и переняли наиболее эффективные механизмы каждой из упомянутых систем. У нас существует трехуровневая структура управления компанией. Высший орган — это общее собрание акционеров, орган управления — это совет директоров, исполнительный орган — правление. Работа совета директоров в части совершенствования корпоративного управления играет ключевую роль, так как сложные функции, которые на него возложены, требуют от него структурной организации, высокой степени формализации процедур совета директоров и менеджмента компании.
— Что, на ваш взгляд, позволило вам и компании стать лидером в конкурсе на звание «корпоративный секретарь Казахстана 2011–2012 годов»?
— Просто очень многое было сделано в этом направлении, и это работа не одного дня. Основными критериями отбора были профессионализм, опыт, уважение коллег и, конечно, личный вклад в развитие системы корпоративного управления, реализация на практике тех методик, которые были разработаны. К примеру, одним из важных факторов, определивших наш успех, стала разработка программы по организации и информированию о неэтических и неправомерных действиях в отношении заинтересованных лиц. Организована горячая линия, куда можно направлять жалобы и сообщения о нарушении этических принципов и ином, неправомерном поведении, и доступ к этой информации имеет только корпоративный секретарь, то есть лицо, непосредственно подотчетное совету директоров, которое регулярно прочитывает все полученные сообщения и принимает соответствующие меры. Ежеквартально отчитывается перед комитетом по аудиту совета директоров по работе горячей линии, и сегодня мы видим конкретные результаты этого нововведения. Это позволяет учитывать как интересы работников компании, а так как мы предоставляем услуги, то для нас важно и мнение клиентов.
— Сегодня в мире должность корпоративного секретаря становится одной из самых востребованных, в том числе благодаря тому, что одной из его задач является урегулирование корпоративных конфликтов. Как в вашей компании решаются подобные вопросы?
— Как говорят врачи, лучше предупреждать болезнь, чем ее лечить. Так же и здесь, важно не допускать подобных конфликтов, чем впоследствии работать над их разрешением. Действительно, большую роль в этом вопросе играет деятельность корпоративного секретаря, и то, что в нашей компании подобные конфликты не возникали, это не говорит о том, что нет этой проблемы, просто были приложены максимальные усилия по устранению потенциальных причин возникновения корпоративных конфликтов.
— Компании, соблюдающие стандарты корпоративного управления, имеют несомненное преимущество при привлечении инвестиций. Можно ли сказать, что популярный сегодня листинг на KASE может послужить укреплению инвестиционной привлекательности компании и укрепить систему корпоративного управления?
— Компании, соблюдающие стандарты КУ, работают по мировым стандартам, поэтому в части инвестиционной привлекательности они более интересны. Тот же листинг требует соблюдения определенных процедур, и инвестор получает первоначальную информацию с фондовых бирж, а там, где введены стандарты КУ, там больше прозрачности, что является базовым элементом листинга.
— Сегодня в системе КУ большое значение приобретает понятие гудвил, то есть деловая репутация компании. Какие преимущества у «Казахтелекома», по сравнению с другими «дочками» «Самрук-Казыны», в части повышения показателя гудвила?
— У нас уделяется значительное внимание укреплению деловой репутации и работа с госсектором в части укрепления гудвила для нас крайне важна. Значительное влияние на уровень деловой репутации оказывает и слаженность работы коллектива, когда все видят положительную динамику в работе акционерного общества и у них вырабатывается доверие к нам и тому, что мы делаем. Мы все понимаем, что деловая репутация — это нематериальный актив, сегодня еще можно встретить руководителей компаний, которые считают, что для них главное — прибыль, о таком понятии, как гудвил, они даже не слышали. В «Казахтелекоме» всегда подходили к этому вопросу куда более вдумчиво. Да, материальные активы — это важно, но без доброго имени они ничто. И совет директоров «Казахтелекома» всегда это понимал.
Сегодня положительная деловая репутация нашей компании — это тот базис, на котором выстраивается вся система корпоративного управлении компании, потому что благожелательное отношение контрагентов, их доверие дает нам больше, чем какие-то сиюминутные выгоды. Все мы понимаем, что отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения компании и недоверие к ней со стороны контрагентов. Поэтому «Казахтелеком» прикладывает максимальные усилия для улучшения показателей гудвила и сохранения доброго имени.
— Многие инвесторы считают КУ надежным инструментом прозрачности ведения бизнеса компаниями и эффективности их менеджмента. Как в «Казахтелекоме» качество КУ влияет на интерес инвесторов?
— Интерес к компании неуклонно растет, и, конечно, качество КУ на это влияет в значительной степени. Одним из принципов корпуправления является прозрачность, и сегодня «Казахтелеком» — это прозрачная компания. Мы раскрываем всю информацию, которая интересует инвесторов, они видят, что мы работает по чистым схемам, уважаем права инвесторов и работаем во взаимовыгодном ключе. Большую роль для инвесторов играет и корпоративный дух компании, когда люди, работающие в компании, довольны общим микроклиматом, когда все недочеты и проблемы решаются коллегиально, тогда это серьезно влияет и на качество корпоративного управления, и на нашу инвестиционную привлекательность. Тот корпоративный дух, который сегодня создан в «Казахтелекоме», позволяет нам решать глобальные задачи, и без этой атмосферы, царящей здесь, многое не удалось бы сделать. Иностранные инвесторы, сравнивая стандарты корпоративного управления в разных компаниях, понимают преимущества нашей особенности ее функционирования, а главное — тот массив информации, который выставляется для публичного доступа, позволяет доверять нам на все сто процентов. Но это не говорит о том, что мы не работаем над совершенствованием наших корпоративных стандартов, наоборот, как только на мировых рынках появляются новые подходы к КУ, мы внимательно следим за ними и коллегиально принимаем решения, впишутся ли они в наши реалии, сделают ли систему корпоративного управления более совершенной. Важно отметить и то, что наши инвесторы имеют возможность максимально объективно оценивать свои риски, им предоставлена информация о том, как компания учитывает интересы всех акционеров, включая миноритарных, что позволяет принимать правильные инвестиционные решения.