Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Союз инженеров и медиков


Научно-производственная фирма «Биоток» начала свою деятельность 18 лет назад. Именно столько времени потребовалось, чтобы лаборатория медицинской электроники «Биоток», как она изначально называлась, стала одним из ведущих производителей оборудования для диагностики и лечения нарушений ритма сердца. Успех компании был связан прежде всего с тем, что она сконцентрировала все свои усилия на снабжении российских хирургов высокотехнологичным инновационным оборудованием, необходимым для диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

— Предварительная организация предприятия заняла около двух лет, — говорит директор компании Александр Оферкин. — Потом медики института кардиологии, которые работали в отделении сердечно-сосудистой хирургии, совместно с инженерами томских НИИ полупроводниковых приборов и научно-производственного объединения «Полюс» организовали коммерческую структуру. Нам повезло, был сформирован коллектив инженеров и медиков, объединенных общей идеей. Сначала это была лаборатория медицинской электроники — небольшое структурное подразделение в составе семи человек. Мы начинали в период разрухи на 24 квадратных метрах, арендованных на Томском электротехническом заводе. Первые электрокардиостимуляторы появились на заводском оборудовании. А выбранный в 1995 году стратегический подход, направленный на тесную связку разработчиков с практиками, действует и сегодня.

— И не последнюю роль в успехе компании сыграло то, что вы практикующий хирург?

— Любая коммерция начинается с вопросов: что мы будем делать, что будет покупаться? Да, получилось так, что руководителем этой структуры стал я — медик, сердечно-сосудистый хирург (Александр Оферкин — руководитель отделения сердечно-сосудистой хирургии Сибирского государственного медицинского университета. — Ред.) Я каждый день стою за операционным столом и оперирую на сердце уже 30 лет. И все мои мысли о том, что мне не хватает конкретного оборудования, инструментария, стали оформляться в виде технического задания. Только в таком случае происходит осознание, что нужно рынку. Но мало того, что нужно знать рынок и его потребности, нужно представлять, кому продать. Для того чтобы получить известность в качестве разработчика и производителя медицинской техники, необходимо было персонально знать руководителей медицинских подразделений на территории Российской Федерации, а также их сотрудников. Только тогда появлялась вероятность того, что ты продашь оборудование фирмы в течение одного-двух лет. Не нужно размышлять на три года вперед. Перспективное планирование необходимо, но мы не можем предсказать, как поведет себя рынок, и яркий тому пример — кризис, который пришел с Запада. Он, как ни странно, оказался на пользу фирме.

— Компания «Биоток» — резидент Томской особой экономической зоны. Каковы были ваши мотивы при принятии решения о работе в ОЭЗ?

— Начнем с того, что в особой экономической зоне есть определенные финансовые преференции, льготное налогообложение. То есть мы получили определенное преимущество по сравнению с другими коммерческими структурами. Вторая причина, которая изначально была первой, — мы хотели войти в зону, чтобы найти себе подобных, погрузиться в среду. И третье, мы рассчитывали на организацию в зоне определенной инфраструктуры. Я имею в виду высокотехнологичное производство, станочный парк. Мы сделали оборудование, которое, как нам кажется, имеет практическую значимость и должно быть востребовано. При этом ни на каких инвесторов мы не рассчитывали. Не нужно думать, что кто-то придет в Россию с деньгами для разработки оборудования медицинского назначения. Никто сюда не придет по очень простой причине. Процент прибыли от продажи медицинской техники не ниже, чем от продажи оружия. И это во всех медицинских разработках, особенно если они касаются высокотехнологичного медицинского оборудования. Поэтому зарубежные инвесторы заинтересованы не во вложении средств и развитии, а в продажах.

— Медицинская техника — товар штучный. Как он появляется на свет, как происходит его реализация?

— Сначала появляется мысль, мы ее отрабатываем в плане новизны, патентной защиты, затем идет НИОКР, которые предполагают изготовление малой серии. Например, мы изготовили компьютерный томограф реального времени. Это рентгеновское устройство, которое широко используется в настоящее время в диагностических процедурах. Когда пациент ложится на стол, вы видите объемную трехмерную реконструкцию сердца конкретного пациента. Это устройство следующего поколения, которое необходимо использовать для оперативных вмешательств. И вот мы его сделали и ввели в практику. Другой вопрос, что средств у любой фирмы на разработку катастрофически не хватает. Перед тем как продукт начнет давать прибыль, его надо провести через все этапы НИР, НИОКР, создания образца, клинических испытаний и так далее. И плюс к этому надо найти потребителя. У медиков ведь тоже есть выбор. И мы вынуждены ставить более низкую цену, чтобы быть конкурентоспособными. Мы поставляем оборудование для использования в учреждение бесплатно на три месяца. Приезжаем сами и проводим демонстрацию. Потом работаем иногда одну-две недели, показываем, как оборудование ведет себя, насколько оно функционально, какие у него преимущества перед зарубежными приборами. Потом оставляем его, чтобы заказчики сами поработали. Если оборудование нравится, они его покупают. Так мы последние двадцать лет и развивались — последовательно, медленно, упорно. Но вместе с тем наши обороты увеличиваются. Значит, мы идет правильным путем.

— У вас хорошо налаженные связи с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРом), Томским политехническим университетом (ТПУ). Что дают компании такие контакты?

— Ежегодно в нашу компанию мы приглашаем студентов этих университетов. На первом месте, конечно, ТУСУР. Через их инкубатор к нам идут молодые люди, и мы начинаем платить им просто за их любопытство. Берем каждый год пять-десять человек и платим им за то, чтобы они смотрели, интересовались, где-то помогали, участвовали в процессе. Потом мы озадачиваем их НИРом. Они очень быстро развиваются и, несмотря на свою молодость, могут выдавать прекрасные вещи. Кто-то уходит, кто-то остается. Те, кто остается, заканчивают вуз, мы направляем их в коммерческую аспирантуру, оплачиваем ее. И человек еще три года работает в среде высшей школы. Только после этого мы смотрим, годится ли он для работы, и если годится, то мы его оставляем, даем денег на приобретение жилья, чтобы удержать специалиста.

— Получается достаточно сложный путь для воспитания кадрового потенциала...

— Но это эффективный путь. Я провел в НИИ много лет. Так вот институт работал по принципу — сам поставил себе задачу, сам ее решил и результаты сам у себя принял. Какая связь с бизнесом, коммерциализацией, значимостью ваших исследований? За рубежом, например, корпорации выборочно платят медикам, которые имеют склонность думать. Их замечают, с ними работают. Дело в том, что крайне редко возникает ситуация, когда находится коллектив, который увлекается научной мыслью и создает устройство. Поэтому чем больше молодых людей мы привлечем в эту работу, тем лучше. Тогда и резидентов в экономической зоне у нас будет больше, и произойдет самый простой процесс — создание критической массы и цепная реакция. Креативными идеями мы раздавим болото. Нам нужен фундамент, а это высшая школа.

— Как вы видите перспективы развития компании?

— Мы пришли в последние годы к необходимости создания дочерних компаний. Оборудование устаревает, его надо обновлять. Научно-производствен­ная фирма «Биоток» занимается коммерциализацией и медицинским сервисом. Сейчас появляется еще одна специализированная структура «Биоток-рентген». Есть клиническое подразделение — отделение сердечно-сосудистой хирургии СибГМУ. Сейчас здесь работает компьютерный томограф реального времени — наша разработка, к которой за рубежом даже близко еще не подошли. Здесь установлен комплекс оборудования в составе пяти устройств, который управляется со специального пульта. За этими устройствами появляются новые наработки. Если говорить о сбыте, то за 2012 год мы поставили две установки в научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева в Москву. Их заказал лично Лео Бокерия. Затем институт трансплантологии и искусственных органов в Москве. Иркутская областная клиническая больница, республиканский кардиологический диспансер Чебоксар. Это только те учреждения, куда мы направили полные системы. Но мы поставляем и отдельные компоненты.

— Оборудование существенно облегчает работу хирурга?

— Конечно! Плоская картинка сердца преобразуется в трехмерную графику, и вы видите в ней свой инструмент. Вы оперируете на конкретном объекте. В медицине, а особенно в хирургии, нужна точность. Необходимо излечить пациента, минимально травмируя организм. Наш рентгено-навигационный электрофизиологический комплекс для вмешательств при нарушении ритма сердца и врожденных паталогиях с этим справляется. Можно реконструировать каждый сосуд сердца, увидеть реальную анатомию. Сегодня в России около 110 кардиологических клиник, и никто не видит трехмерную картинку, кроме тех, кто уже купил наше оборудование. Из этих 110 созревают для приобретения высокотехнологичных изделий в течение года не более 5 процентов. Мы не должны их просмотреть. Нам нужно перейти от мелкосерийного производства к крупносерийному. Но кто сегодня может выпустить хотя бы двадцать комплексов по той цене, которая нас устроит? В общем, надо жить и работать, привлекать молодых людей. Пока я вижу основной путь развития в формировании дочерних структур, которые будут заниматься конкретными направлениями. На единицу площади у нас такое количество студентов, которые хотят жить хорошо, что надо их только выбрать. Надо концентрировать людей.

Компания «Биоток» включена в областной реестр инновационно активных организаций. Количество сотрудников — 30 человек. Имеет несколько подразделений. «Биоток» — резидент Томской ОЭЗ, где на закупленных в Германии станках производится медицинская техника. Разработками занимается собственный конструкторский отдел. В клиниках СибГМУ в отделении сердечно-сосудистой хирургии проводятся операции с использованием высокотехнологичного оборудования компании. Общий объем капиталовложений компании «Биоток» в оборудование и приобретение расходных материалов для СибГМУ за последние 10 лет составил более 2 млн долларов.