Cкажите, а вы могли бы одеть российскую армию? — Конечно. — Тогда, может быть, вы ее и одеваете? — Нет, мы не одеваем…
Вопрос про армию, с которого начался наш разговор с Владимиром Головневым, президентом группы компаний «Восток-Сервис», честно говоря, содержал в себе подвох. Крупнейший в Восточной Европе игрок на рынке охраны труда, «Восток-Сервис» позиционируется еще и как инновационная компания. Помимо прочего она производит современную одежду и обувь для холодного российского климата, заменяющие овчинные полушубки и валенки. Между тем СМИ в прошлом году не раз сообщали о случаях массового заболевания воспалением легких в гарнизонах, и создалось впечатление, что виной тому новая форма — тужурки на синтепоне и ботинки из кожзама. Вот и хотелось спросить: мол, уважаемый товарищ Головнев, где же все эти инновации? Но вопрос оказался немного не по адресу.
Впрочем, цель у интервью была другая. Дело в том, что «Восток-Сервис» — ветеран русского несырьевого бизнеса. В 1992 году Владимир Головнев вместе с группой однокурсников занялся распродажей все той же армейской амуниции — кирзовых сапог, ватников, и постепенно мелкая оптовая фирма разрослась в вертикально интегрированный холдинг — от собственного производства тканей, одежды и обуви до оптово-розничной торговли. Они называют себя «экспертами рынка». В сущности же их экспертиза — это весь новейший опыт отечественного предпринимательства, с его сильными и слабыми сторонами. И сегодня, когда компания уже выходит на мировые рынки, мы можем, зафиксировав ее нынешние черты, получить этакий типический портрет передового представителя русского капитала «двадцать лет спустя». В том числе разобраться с пресловутыми инновациями: ведь даже безотносительно скользкой армейской темы наличие собственных разработок у представителя зачуханного российского легпрома — факт почти невероятный.
Но и интрига с армией оказалась не пустой. Просто ответ Владимира Головнева создал другой парадокс: сильнейший игрок на рынке спецодежды почему-то не участвует в армейских поставках.
— Так почему вы не одеваете армию?
— Давайте, я отвечу на этот вопрос политкорректно. Тендер на поставки в армию выиграли очень уважаемые компании.
— Чем они вас превзошли?
— Сегодня, как вы сами знаете, проведение тендеров не очень прозрачно. Но, к глубокому сожалению, очевидно, что люди, которые занимаются закупками, и не только в армии, хотят и сами что-то получить, и показать руководству, что они снизили цены. А как можно снизить цену? Это несложно. Ткань — это же не космический корабль, она состоит из ниток. Эти нитки можно разредить, то есть ткань может быть плотная, а может быть разреженная. Берется разреженная ткань, накрахмаливается, и она какое-то время имеет товарный вид, но после первой стирки и товарный вид пропадает, и о защитных качествах говорить не приходится. Наша компания отказалась от такого пути. К тому же мы хорошо понимаем, что часто на крупных поставщиках «сидят» компании-посредники, насчитывающие три-пять человек: генеральн