Первый этап программы народного IPO показал, что инфраструктура фондового рынка в целом готова решать такие сложные задачи. Вполне понятно, что столь масштабный проект невозможно провести гладко и идеально — не только из-за того, что это первый опыт, но и потому, что в проекте принимают участие огромное число людей: волонтеров, чиновников, журналистов, профессиональных участников рынка. О первом опыте народного IPO и о том, какие выводы нужно сделать на будущее, «Эксперту Казахстан» рассказала председатель правления компании «Казкоммерц Секьюритиз» Шолпан Айнабаева.
— Шолпан, как финансовый консультант IPO акций «КазТрансОйла», вы, насколько я знаю, несколько месяцев буквально жили на работе. Именно поэтому вы видите картину в целом. Какое у вас сложилось впечатление от IPO, насколько все было сработано грамотно?
— В целом результаты впечатляют. Итогом слаженной работы профессионалов стала беспрецедентная по количеству книга заявок, равной которой не было в истории казахстанского фондового рынка. Прошла широкомасштабная, охватившая все регионы страны, информационная кампания. В ней приняли участие более 660 общественных лекторов, подготовленных АО «ФНБ “Самрук-Казына”». НДП «Нур Отан» проведено более тысячи мероприятий. Консорциумом инвестиционных банков UBS AG и «Казкоммерц Секьюритиз» проведена квалифицированная оценка бизнеса эмитента, о точности которой свидетельствует превышение спроса над предложением почти в два раза. Очень правильно была проведена серия роадшоу: около 80 встреч в более чем 20 населенных пунктах. Мы пошли в народ в полном смысле слова и доступными словами, без снобизма и пафоса, не давая ложных посулов, рассказали об эмитенте, его команде, перспективах бизнеса и роста, а потом объяснили основные принципы работы на рынке ценных бумаг. В результате физическим лицам было открыто свыше 50 тысяч счетов, более 34 тысяч подали заявки на участие в первом IPO.
Тем не менее первое размещение показало, что еще нужно многое отрабатывать. В первую очередь требует осмысления информационная поддержка программы. В частности работа официального сайта www.halyk-ipo.kz не всегда согласовывалась с консультантами проекта. На мой взгляд, сайт должен быть наполнен контентом максимально нейтрального содержания: обучая, направляя, подводить аудиторию к грамотным и выверенным решениям.
Однако случались и нестыковки. Например, в период, когда всю заинтересованную аудиторию волновал вопрос о цене размещения, группа консультантов защищала свое видение по оценке бизнеса (надо отметить, что решение принималось неоднозначно), и в этот момент на официальном сайте программы выходит весьма спорное интервью с абсолютно субъективными комментариями малоизвестного и отнюдь не авторитетного специалиста. Я думаю, как раз тогда было бы полезней рассказать: как, кем, какими методами и с какими допущениями производится оценка, как и кем определяется дисконт к оценке, как принимается решение о цене размещения. Ведь эти вопросы так и остались неосвещенными для новичка, розничного инвестора.
— И каковы ваши выводы?
— Активная фаза информационно-новостных потоков официального сайта программы должна обязательно согласовываться с консультантами эмитента и координироваться из «Самрук-Казыны». Пока же было стойкое ощущение, что у официального сайта нет скоординированного плана и объемного видения всего процесса, чтобы обучать аудиторию; он больше был нацелен на публикацию новостей, собственной аналитики было мало — просто размещались все статьи, где присутствовало словосочетание «Народное IPO».
— А что вы скажете по поводу общественных лекторов?
— Огромное спасибо всем людям, принявшим участие в популяризации программы. Тем большее спасибо, что люди эти — не профессиональные финансовые лекторы. Они проделали громадную работу, которая была бы не под силу эмитенту и его консультантам, как бы профессионально они к этому ни подошли. Однако к качеству лекторов также есть замечания. Как вы знаете, специально для программы подготовили несколько сотен общественных лекторов. Но многие из них не до конца представляли тонкости предстоящего IPO.
Например, от одного лектора я услышала просто потрясающую трактовку того факта, что в «Народном IPO» имеют право участвовать две категории инвесторов: розничные инвесторы — граждане республики Казахстан и пенсионные фонды. Как это трактует лектор? Очень просто. Он говорит, что любой из сидящих в зале может пойти на Казпочту, сделать заявку на акции и стать акционером КазТрансОйла. Но потом, когда ему понадобятся деньги, может пойти в свой пенсионный фонд, и тот будет обязан купить эти акции.
Думаю, избежать подобных ситуаций на последующих этапах реализации программы можно путем введения хотя бы подобия аттестации лекторов. И это, опять же на мой взгляд, должно координироваться неким органом от «Самрук-Казыны» или МЭБП.
— Как технически была отработана сделка? После закрытия книги заявок эмитент был не совсем доволен работой Казпочты, указав на ее слабую техническую подготовку. В чем здесь проблема?
— Такую беспрецедентную Книгу заявок не смог бы обработать в одиночку ни один андеррайтер. Поэтому было найдено, как сказал на форуме эмитентов Чингиз Канапьянов, «элегантное» решение: книгу собирала Казахстанская фондовая биржа. Проведение расчетов для более чем 34 тысяч инвесторов в обычных условиях через регистратора, как это делается при обычных IPO, заняло бы несколько недель и потребовало бы массу ручной бумажной работы. Казахстанская фондовая биржа совместно с Центральным депозитарием провела расчеты за три дня!
Большая работа проведена всеми брокерами, но самая тяжелая задача легла на плечи Казпочты: предоставить услуги во всех регионах силами едва-едва обученных специалистов — нужно было обслужить тысячи инвесторов по всей стране, потому что только Казпочта имеет представительства во всех регионах. Казпочта с поставленной задачей справилась. При этом ее работу можно сравнить с потоком, перетекающим из широкой бутылки в узкое горло. Заявки принимаются по всему Казахстану, а в торговую систему биржи подаются только из Алматы. Это тормозило процесс передачи заявок в торговую систему. Несмотря на неоднократно проведенные тесты, Казпочта не была готова к таким объемам. На последующих этапах реализации программы, вероятно, нужно обучить большее количество сотрудников в регионах для подачи заявок с мест.
Вообще Казпочту сейчас многие необоснованно хвалят или незаслуженно ругают. Я бы не хотела делать однозначных оценок. Это уже далеко не тот брокер, который обслуживал размещение акций Казахтелекома в 2007 году, однако к будущим сделкам нужно готовиться уже сейчас. Во-первых, поднять техническую оснащенность: ведь во многих отдаленных филиалах попросту отсутствуют компьютеры, и заявки, принятые в них, передавались в центр, позволю себе каламбур, посредством почты.
Во-вторых, поднимать квалификацию сотрудников, которая оставляет желать лучшего. На будущее: Казпочте нужно массово внедрять интернет-брокеридж. Было очень непросто обслужить открытие счетов и прием заявок. Еще труднее будет обслуживать вторичную торговлю, выплату дивидендов и информировать о корпоративных событиях. Выход очевиден: удаленное обслуживание и обучение клиентов, а сначала — самого персонала.
— Можно ли говорить о нарушении рыночной конкуренции, ведь Казпочта будет продавать в первую очередь собственные брокерские услуги?
— Хорошо что есть Казпочта! Она взяла на себя самую неблагодарную работу. Все знают, что у нас узкое покрытие брокерскими компаниями регионов: все брокеры находятся в Алматы.
Мы сейчас с трудом обслужили тридцать четыре тысячи инвесторов, а что будет, когда на рынок придут сто шестьдесят тысяч человек? Казпочта реально всех выручает.
Массовый миноритарий
— Расскажите о впечатлениях по регионам. Интерес был настоящим?
— Лучше всех был подготовлен Запад, мы видели огромный интерес и полные залы. Самые толковые вопросы задавали, конечно же, в Алматы.
Более точно говорить о том, был ли интерес настоящим, сложно, так как людей к IPO и, соответственно, к нашим встречам готовили заранее. Мы не разговаривали с людьми на улице — где-нибудь на базаре или остановке. На встречу шли те, кто был заинтересован и уже имел первичную информацию. Определенный уровень понимания темы у них был.
— В Казахстане до народного IPO не было прецедента — акционерного общества с таким количеством миноритариев. Множество миноритариев порождает свои неудобства в части выплаты дивидендов и проведения общих собраний акционеров. Как можно решить эти задачи?
— Нелегко будет найти помещения, способные вместить такое количество акционеров. И здесь приходит на ум простое и элегантное решение: акционеры могут доверить голосование единому от какого-то количества представителю или своему брокеру. Законодательством рынка ценных бумаг не запрещены такие функции, как делегирование права голоса. В тарифах некоторых брокеров есть услуга: голосование по доверенности. Механизм простой: брокер, рассылая уведомление о проведении общего собрания акционеров, делает предложение клиентам доверить ему голосование, при этом изъявившие желание клиенты заполнят приложенный к уведомлению бюллетень с вопросами повестки собрания, отметив: «за», «против» и «воздержался». Не думаю, что ценообразование у брокеров будет обременительным для клиентов. Казкоммерц Секьюритиз, например, будет исходить из расходов на командировку одного сотрудника и из количества акционеров, от имени которых нужно будет голосовать. Поэтому пенсионеру откуда-нибудь из Актюбинской области будет выгоднее заплатить 500–600 тенге брокеру, чем купить билет на поезд, приехать в Астану и принять живое участие в собрании акционеров «КазТрансОйл».
Таким способом еще в начале двухтысячных голосовали нерезиденты-акционеры Актобемунайгаз, Казахтелеком, Казахмыс, УКТМК. Они оформляли доверенность на имя брокера с четкими инструкциями, как голосовать по вопросам повестки. В настоящее время так голосуют держатели GDR многих акционерных обществ в мире. Для брокеров это расширение перечня услуг, предоставляемых клиентам. Вопрос же выплаты дивидендов решится через привлечение платежного агента.
— Это будет банк?
— Нет, Центральный депозитарий. С недавних пор Центральный депозитарий ценных бумаг имеет право оказывать услуги платежного агента по корпоративным бумагам. Думаю, это должно заинтересовать эмитентов, ведь существенно облегчается выплата дивидендов по акциям и купонного вознаграждения по облигациям.
— Вами наработан огромный опыт обслуживания программы IPO, вы знаете все слабые и узкие места, которые выявили практическим путем. Плюс опыт работы с глобальным финансовым инвестбанком. Как можно обобщить ваш опыт, чтобы им пользовались другие компании?
— Мы готовы провести, так сказать, мастер-класс с консультантами последующих эмитентов программы. Но думаю, тут нужен комплексный подход: мне кажется, у программы должен быть некий «центр управления полетами», который будет координировать все последующие IPO, в каждой последующей сделке использовать опыт предыдущих и совершенствовать технологии. Этот координатор должен быть организован при ФНБ «Самрук-Казына». В его задачи будет входить обобщение предыдущего опыта, руководство информационной программой, согласование публикаций на официальном сайте программы, координирование всех участников.