— Когда, почему, как вы пришли к вере в Бога?
— Это было в 1981 году. Трудно сказать, что послужило причиной. Размышления об устройстве мира, чтение философской литературы, живопись и поэзия — все вместе привело к принятию решения. Помогли друзья-христиане. Они направили в том направлении, в котором моя жизненная лодка плывет до сих пор — в русле Русской православной церкви. Не знаю, куда приведет меня река православия, но плыть по ней мне нравится. Люди — вот самое главное сокровище церкви, да и вообще самое главное чудо в этом мире. Никакие самые невероятные чудеса не могут сравниться с чудом под названием человек. Он может быть мерзавцем, но совершить подвиг, а может быть праведником, но предать. Может быть невеждой и дать мудрый совет, а может быть самым начитанным человеком на свете и быть самой великой занудой. Наш таинственный Создатель даровал нам столько талантов и свободы, что трудно придумать число клеток и количество шахматных комбинаций на жизненном пути. За что я люблю свою церковь — она невероятно многогранна, и в ней столько всего несочетаемого пребывает в странной гармонии, что даже одной жизни не хватит, чтобы ответить на вопрос, почему она вообще до сих пор существует со всеми своими противоречиями. На мой взгляд, в России, и в особенности в церкви, самая большая концентрация личностей. Никогда не встречал в светских гражданских институтах такого количества персон и персонажей. Всего с избытком.
— Как сказывается ваша вера на предпринимательской деятельности? Вера помогает делать бизнес или скорее ограничивает?
— Вера и бизнес — мой девиз последних 23 лет. Именно столько я издаю и распространяю православную литературу. Что сказать? В чем-то вера мешает, в чем-то дает опору, в чем-то животворит и является источником для творчества.
Мешает вера тем, что вынужден все время отказываться от каких-то удачных с коммерческой точки зрения проектов, с идеологией которых душа решительно не согласна. Мешает вера проявить решимость и кому-то дать по морде, а с кем-то разорвать всяческие отношения. Мешает вера цинично зарабатывать на популярной нынче духовной литературе. Есть ведь и внутри церкви много тем, четких ответов на которые сама церковь дать не может (или не хочет), а личные нравственные принципы не позволяют зарабатывать на этом деньги. Для примера, каким святым молиться в разных нуждах. Очень востребованная в народе литература. Некоторые миллионы заработали на издании подобных книг. А я все не могу перешагнуть порог, мне издавать такие книги противно. Я считаю, что Христос не приносил нам телефонных справочников, кому и при каких обстоятельствах звонить на небеса.
О животворящей стороне веры можно писать романы каждому. Тут сотни и тысячи историй. Но самое главное вот что. Я плохо оцениваю ту политику, которую проводит наше возлюбленное государство и вместе с ним церковь в области книжного просвещения и образования. Можно сказать, что власти, светские и церковные, делают все для скорейшей дебилизации России. Только вера удерживает от уныния, отчаяния и противоправных действий. Ты понимаешь, что все в руках Божиих и все происходит по его промыслу. А это значит, что сами мы мало сделали, мало делаем и не верим в собственные силы.
Самый главный отказ по религиозным причинам был у меня лет 15 назад. Мне так надоели наши церковные недостатки, что я решил больше с церковью никаких административно-финансовых дел не иметь. Ушел в светский книжный мир. Чего-то даже достиг, каких-то маленьких успехов. Хватило на год. А потом как-то проснулся утром и подумал: что я делаю, что я издаю. Мои соотечественники все больше превращаются в Иванов родства не помнящих, народ тупеет на глазах, культура исчезает даже советская, а я, патриот и ценитель русской старины, издаю всякие глупости? Как я могу обвинять свой народ в потере своих корней, если сам ничего не делаю для их прививки? Ведь газончик надо сотни лет подстригать, а если не начать сейчас, то умирать буду в стране совсем для меня чужой. Вот так я подумал-подумал, закатил рукава и опять вернулся в нашу богадельню. Трудно, иногда и сил нет, но выбор я свой сделал и пока рад своему поступку. Хотя поверьте, что радость часто со слезами на глазах.
— Как реагируют на вашу веру сотрудники, партнеры? Возникает ли какое-то сообщество верующих предпринимателей?
— Реакция людей на мою деятельность исключительно положительная. Никогда не встречал отрицательной реакции. Кроме некоторых церковных деятелей. Но это нормально. «Нет пророка в своем Отечестве» и «враги человеку — домашние его». А для настоящего бизнеса мы незаметны вовсе. Бизнес у нас маленький, играемся исключительно на бережке и в пучины финансовые даже не суемся. Там акулы серьезные, и отношение к церковной теме совсем не однозначное. С сообществом верующих предпринимателей сложнее. В нашем маленьком мире православного книгоиздания царят такие же законы, что в мире большого бизнеса: есть и торговые войны, но в блюдечке, и откаты в чайной ложечке и коллекционирование фантиков друг на друга. Все как в большом взрослом мире. Единственное отличие — полное отсутствие коллективного разума. В большом мире давно поняли, что по одному пропадешь. Люди объединяются в сообщества, ассоциации, союзы, создают концерны и картели. У нас все по кочкам, каждый на своей. Двадцать лет говорю о важности создания ассоциации книгоиздателей, важности выработки правил ведения бизнеса — в пустоту. Никто не слышит и слышать не желает. А ведь рынок православной литературы совсем не так мал, как кажется. Тиражи у нас самые большие в отрасли. Есть стотысячники и даже миллионники (имеется в виду количество экземпляров одного наименования). Всего в России около 3 тыс. книжных магазинов, а приходов с церковными лавками — около 20 тыс. Все это потенциальные книжные магазины. О такой сети даже мечтать не могут наши светские коллеги. Но мы своим богатством не дорожим и весьма успешно его сейчас разоряем. Во всем повторяем путь наших дореволюционных бородатых предков, забывая о том, к чему он привел в 1917-м.
Хотел бы я дожить до появления союза православных книгоиздателей. Но боюсь, что скоро в нем будет только три-четыре оставшихся в живых православных издательства. Наше драгоценное чиновничество делает все, чтобы убить живое в зародыше. А коллективное бессознательное оценить происходящее и противостоять разрушению не в силах. Даровал Господь веру, но отнял разум. Видимо, не вместит человек сразу двух даров. Чем еще объяснить, что за 20 лет реальной религиозной свободы мы так и не достигли существенного сдвига в культурной и религиозной эволюции. Из 80% людей, называющих себя православными, в Бога не веруют 17%. Хотя и считают, что «наверное, там что-то есть». Анекдот, ставший реальностью, — православные атеисты. Кому нужно такое массовое безмозглое православие? Гордимся, что у нас православная страна, но народ знает о христианстве меньше, чем о религиозных праздниках зулусов.
— Что вы вообще думаете о происходящем в России и мире сегодня? Что подталкивает людей к поискам Бога? Чего не хватает современному человеку?
— Я с оптимизмом смотрю в будущее — будет еще хуже. Но Россия такая загадочная страна, что законы мира в ней не работают и часто дурное обращается во благо. У нас может произойти все, что угодно. Мы можем погибнуть как народность (нации у нас вообще нет, до нее еще расти и расти), а можем за несколько лет преобразиться и стать красивой и сильной страной. Что для этого надо сделать — не знаю. Я всегда говорю, что главное доказательство бытия Божия — наличие Русской православной церкви. Если при всех наших болезнях она до сих пор жива, то это значит, что управляет ею точно не человек или организация, а Христос. Точно так же можно сказать и о России. Единственное, в чем я глубоко уверен, — что путь безбожия приведет к быстрой смерти страны. А сейчас вектор движения нашего общества все больше склоняется в сторону атеизма. По крайней мере, молодое поколение, будущее нашей страны, заражено атеистическими взглядами и нигилизмом. Мы можем стать богатыми и будем умирать вместе со старой Европой, в богато обставленных квартирах и с тремя холодильниками на семью. Мир сытости и духовной пустоты — это негативное изображение Божьего мира. Уверен, что ад — это не раскаленные сковороды с жарким из человеков. Ад — это бесконечно жующий колбасу человекообразный, с глупым видом вперившийся в телевизор. Ему ничего не нужно, кроме исполнения естественных потребностей и чтобы его не отвлекали от сна и покоя, в котором он пребывает. Только покой этот ненастоящий. Достаточно посмотреть в глаза наших обывателей — какая в них смесь горя, тоски, злобы и страха. Я хочу исправить эти лица. Чтобы они стали хотя бы такими, какими были у наших дедушек и бабушек на старых дореволюционных снимках. Ради этого живу, работаю и тяну свой маленький бизнес.