— Андрей, вы стали лауреатом премии «Лучший молодой предприниматель 2012 года», организованной Ассоциацией молодых предпринимателей России, в номинации «Бизнес-старт года». Как вы оцениваете проделанный вами путь, ожидали ли вы признания бизнес-сообщества?
— Когда пришла идея создания собственного бизнеса, и особенно когда началась его реализация, мысли о каком-либо признании и тем более о премии не возникали, была только работа, без конца и края. Трудности стали появляться с самого начала, и как только решали одну задачу, тут же возникала еще более сложная, и все это казалось бесконечным.
Первые четыре месяца пришлось работать без выходных по 14–15 часов в сутки, и порой возникали мысли, зачем все это нужно, не проще ли сидеть в офисе и работать, как все нормальные люди, по восемь часов в сутки с двумя выходными, не неся финансовых рисков и ответственности перед работниками и партнерами. Но вот прошло время, и, когда видишь, что производство работает, клиенты довольны, капитализация растет, возникает чувство глубокого удовлетворения и огромное желание работать и развиваться дальше, вот тогда и понимаешь, что свое дело многого стоит!
— Ваш бизнес построен на обработке и хранении кедровых орехов. Чем так уникальна технология, по которой вы работаете? Какие есть особенности работы?
— С самого начала на уникальность мы не претендовали, но вскоре стало понятно: чтобы выжить и развиваться, нужно что-то иметь, чего нет у других. Рынок сам продиктовал, что ему нужно. У всех потребителей возникала одна и та же проблема, 50–60% поставляемого товара имело превышение по микробиологическим показателям. И мы предложили — если мы гарантируем 100% продукции с нормальными микробиологическими показателями, вы будете покупать дороже? На что получили согласие нескольких крупных покупателей. Осталось только решить поставленную задачу, что мы с успехом и сделали, разработав и установив кварцевую камеру на завершающем этапе производства. В результате чего микробиологические показатели по всем видам продуктов снизились в десятки раз. Теперь инновации на производстве стали неотъемлемой частью нашей работы и главным направлением для развития компании.
— Сложно ли бы найти инвесторов?
— Инвестиции — это, пожалуй, один из самых больных вопросов для нас. Оценив количество необходимых вложений, стало понятно, что небольшого количества собственных накоплений хватит едва ли. После написания бизнес-плана мы сделали несколько предложений состоятельным знакомым поучаствовать частично в финансировании за долю в компании, но особого энтузиазма это не вызвало, в нас не поверили. Потом были банки, там оказалось все еще сложнее, никто не давал согласие вкладывать несколько миллионов под идею.
Но тут, как всегда, пришли на помощь родственники и друзья. Сбор капитала проходил под честное слово с лозунгом «дайте кто сколько может или займите для нас в банке». Друзья и родственники брали потребительские кредиты и отдавали накопления, поверив в нас, с условиями, что обслуживать кредиты будем сами. Таким образом, мы пошли в ва-банк. Все закончилось благополучно: полностью рассчитались, и на сегодняшний день банки выдают кредиты более охотно, под залог оборудования и обороты, и такого финансового голода, как на старте, мы не испытываем.
— Кто ваши основные клиенты и сложно ли было развивать клиентскую сеть?
— Наших клиентов мы разделяем на три сбытовых канала. Первый канал — это мелкий опт. Это частные держатели торговых точек или небольших сетей, торгующих орехами и сухофруктами. Этот канал занимает не более 5% сбытового портфеля.
Второй канал — крупный опт. Компании, снабжающие ту же розницу, небольшие компании, занимающиеся фасовкой орехов и поставляющих свою продукцию в сети. Для этого типа покупателей характерна работа с ценой, высокие объемы закупки. На этот сегмент приходится 45–55% портфеля.
И третий канал — это крупнейшие в центральном регионе производители фасованных орехов. Этот сегмент для нас на сегодня наиболее приоритетный, поскольку он более прогнозируемый, растущий и, в отличие от предыдущих, работает исключительно в правовом поле, что снижает риски нечистоплотного сотрудничества. В свою очередь, эти клиенты предъявляют наиболее высокие требования к органолептическим и микробиологическим показателям нашей продукции, что и подвигло нас внедрить систему улучшения качественных показателей. С этими компаниями было сложнее всего начать партнерские отношения.
На сегодняшний день мы все еще осуществляем экстенсивное развитие клиентской базы, и на это уйдет не менее двух-трех лет, параллельно с ростом объема производства.
— Есть ли конкуренция в этой нише?
— Конкуренция в этой нише несмертельна, но довольно сильна. Большой объем рынка сбыта находится в Москве, т.к. здесь и «головы» крупнейших сетей, и распределительные центры и т.д., но при этом почти отсутствуют представительства крупных сибирских производителей. Нам это сильно облегчает жизнь, т.к. мы до начала запуска производства уже имели представительство в Москве, которым с первого дня руководил мой партнер Илья Данилов, полностью отвечающее за сбыт продукции и коммуникации с клиентами. Благодаря чему мы четко отслеживаем потребности и прихоти клиентов, что позволяет нам правильно выбирать стратегию развития. Рынок орехов растет и развивается вместе с трендом на здоровое питание, поэтому конкуренция будет усиливаться, но мы к этому готовы и активно развиваемся.
— С какими трудностями вы столкнулись на пути развития своей компании?
— Трудности были очень разноплановые. О финансовых я уже сказал. Были трудности производственные: запуск линии был проведен на месяц позже запланированного времени, при отработке технологии было очень большое количество брака, приходилось все делать опытным путем, так как специалистов по переработке кедрового ореха практически нет, этому не обучают в институте, и на рынках труда технологов с таким опытом работы не найти в силу редкости производства.
Еще одна сложность — безопасность и сохранность продукции. Одна из первых партий ядра кедрового ореха была похищена в Новосибирске при отгрузке клиенту. Что в условиях финансового дефицита могло иметь серьезные последствия. Злоумышленников по сей день так и не нашли, уголовное дело закрыли.
Сложен учет на производстве и формирование себестоимости. Сырье, поступающее на производство, очень неоднородно. В пределах одной партии могут кардинально отличатся показатели по выходу продуктов переработки. Пришлось разрабатывать и внедрять собственную систему учета на различных этапах переработки.
Список продолжать можно долго, все это рабочие моменты, которые можно и нужно преодолевать легко.
— Как вы оцениваете возможности для развития бизнеса в России? Опираясь на собственный опыт, что бы вы могли посоветовать предпринимателям, делающим первые шаги?
— С моей точки зрения, возможностей для бизнеса в России очень много. Это связано с тем, что уровень менеджмента близок к Европе или США только в Москве, и то далеко не во всех компаниях. Что касается регионов, то там тотальный дефицит кадров. Причем не только управленцев. Так же низкая производительность труда, отсутствие маркетингового видения на развитие компании. Все это говорит о том, что российскому бизнесу есть куда двигаться как с технологической точки зрения, так и с точки зрения эффективности управления.
От себя хочу дать совет всем молодым и талантливым специалистам, приехавшим работать в Москву: набирайтесь опыта, знаний, зарабатывайте деньги и возвращайтесь в регионы строить свой бизнес. Поверьте, там намного больше возможностей создать интересный и успешный бизнес, а также соблюдать work and life balance! Мечта лишь тогда исполняется, когда она превращается в цель, не бойтесь действовать, ставьте цели и действуйте, а не мечтайте.