Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Прибыль на воде


В рейтинге южных компаний-«газелей» в начале 2011 года всего два предприятия по розливу минеральной воды и производству безалкогольных напитков и два пивоваренных завода. Однако, несмотря на незначительную долю отрасли в общем списке, «Старый источник» — компания примечательная. За 2010 год она заработала миллиард рублей и перешла в категорию крупного бизнеса — «газели» вообще развеивают миф о том, что крупный бизнес менее динамичен, чем средний, поскольку большие производственные мощности реагируют на изменения лишь в долгосрочном периоде.

Причина роста компании в том, что рынок минеральной воды в России далёк от насыщения. По оценкам гендиректора «Старого источника» Ярослава Струговщика, предприятие уже долгое время растёт в среднем на 15% в год. При этом существенную долю на рынке занимает продукция отечественных производителей, представленная преимущественно предприятиями Северного Кавказа. Растущие цены на минеральную воду не отталкивают покупателей, что, по мнению собеседника «Эксперта ЮГ», связано с развитием культуры здорового образа жизни, активно формирующейся в России в последние годы.

Компания «Старый источник» была создана 15 лет назад. За это время ей пришлось пройти через два кризиса. Какие периоды в вашем развитии наиболее значимы? Какие этапы роста оказались самыми болезненными?

— Компания «Минводыпищепродукт» образовалась в 1998 году после реорганизации винзавода «Минераловодский», созданного в 1925 году. С тех пор многое изменилось — другими стали продукция компании, рядовой покупатель, облик страны. В 1998 году винзавод «Минераловодский» перестал существовать и, соответственно, производить продукцию. Встал вопрос, куда двигаться дальше. В алкогольном бизнесе в то время было работать сложно. Приходилось либо выживать за счёт тёмных схем (неуплата акцизов и т. п.), либо вообще не работать. Мы сделали ставку на развитие непрофильного бизнеса, который в то время существовал на винзаводе, — это были кондитерское и безалкогольное производства. Оценив ситуацию, мы начали развивать безалкогольное производство, и в 2008 году образовалось ЗАО «Водная компания “Старый источник”». Изначально же были только площадка, большие разрушенные здания и линия розлива, которая сейчас стоит как музейный экспонат.

Самый болезненный этап — это, безусловно, начало. Мы входили в новый для нас бизнес, учась на своих ошибках, с нуля отработали технологию производства, формировали ассортимент, структуру компании, технологию продаж. Самый значимый этап — вывод в 2003 году на рынок торговой марки «Старый источник». Мы ведь не создаём минеральную воду, мы её только разливаем. Мы впервые в России идентифицировали под собственным зонтичным брендом неэксклюзивные торговые марки «Ессентуки», «Славяновская», «Смирновская» и ушли в стиль ретро — вернулись к классическому стилю и оформлению знакомых с детства минеральных вод. Как результат, торговая марка «Старый источник» — бренд номер один в России по розливу минеральной воды «Ессентуки», в 2009 году был разлит максимум минеральной воды за ограниченный период времени. И ещё один значимый этап — рождение бренда «Шиппи». Это региональная торговая марка лимонада, которая за четыре года выросла в федеральный бренд с географией продаж от Калининграда до Дальнего Востока и представлена практически во всех розничных сетях России. Третий, очень важный этап — это реализация первой стадии кардинальной реконструкции предприятия. Вот, собственно говоря, три основные вехи развития.

— А насколько сильна конкуренция на рынке минеральной воды и безалкогольных напитков? Каковы здесь ваши преимущества?

— Мы снижаем себестоимость за счёт увеличения объёмов производства — например, в 2010 году её снижение составило почти четыре процента. Постоянно улучшаем систему контроля качества. Модернизировали производственную базу, а точнее, ввели в эксплуатацию новую производственную линию компании KHS, мирового лидера в сфере изготовления оборудования для розлива напитков, стоимостью более 200 миллионов рублей. Тем самым производительность выросла почти в три раза — до 200 миллионов бутылок в год. Стараемся максимально защитить нашу продукцию от подделок.

Рынок ещё далёк от насыщения. И мы стремимся к постоянному расширению географии продаж и проникновению в глубь регионов. Расширяем каналы сбыта, наращиваем дистрибьюторскую сеть, заходим в новые сетевые магазины по всей стране. Кроме того, постоянно работаем над новыми продуктами. Мы предлагаем покупателям новинки сезонов, а иногда и формируем потребительские предпочтения (например, безалкогольные коктейли Shippi Сocktail, которые зададут тренд отрасли).

Если говорить о конкуренции, то она, безусловно, велика, особенно в нашем регионе, где сосредоточена масса производителей. Но крупных игроков не так много — в Ставропольском крае по итогам 2010 года по объёму продаж мы занимаем второе место в отрасли. Мы ведём здоровую конкурентную борьбу за покупательские предпочтения. У нас цены не ниже, чем у иностранных производителей за пределами Российской Федерации, но мы всё-таки больше нацелены на внутренний рынок, на наших соотечественников, а это большая целевая группа. Мы так диверсифицировали наш портфель и по ценовым сегментам, и по продуктовой линейке, что риски я бы назвал минимальными.

— Компания занимается и экспортом продукции. Как выглядит география ваших экспортных продаж?

— Мы очень активно работаем за пределами страны — считаю, что в экспорте «Старый источник» занимает первое место в нашей отрасли на Ставрополье. Мы продаём в Америке, в странах Прибалтики, работает контракт с Китаем, практически все страны СНГ у нас тоже в географии продаж. Если посмотреть на общероссийскую статистику экспорта минеральных вод и лимонадов, то заметно, что он медленно, но всё же растёт. И мы вносим свой посильный вклад. Доля экспорта в общем объёме продаж компании на сегодняшний день составляет шесть процентов, и мы развиваем это направление, заключая договоры с новыми зарубежными дистрибьюторами, которые, в свою очередь, поставляют продукцию в розницу, сети и реализуют оптом. 

— Компания по итогам деятельности за пять лет показала средний темп прироста выручки почти 40 процентов. Что позволяет так динамично и длительно расти?

— У рынка есть большой потенциал, он растёт, по оценкам экспертов, на 10–15 процентов в год на протяжении пяти лет — а мы расширяем производство и сбытовую сеть. Главное в таком быстром росте — профессиональная команда, которая чётко выполняет поставленные цели и задачи. У нас в штате 500 человек, и много сотрудников работает за штатом. По моим наблюдениям, у нас высокая производительность труда, если сравнивать с нашими конкурентами. В 2010 году, например, производительность увеличилась на 30 процентов по отношению к 2009 году. Я считаю, что сердце и двигатель роста любой коммерческой организации — продажи. В 2005 году наш отдел продаж состоял из пяти человек с ориентацией на первичные продажи — отгрузились со склада, и всё. Сейчас, в 2011 году, у нас в департаменте продаж занято 1300 сотрудников, управляющих дистрибуцией на территории России, сформирована активная клиентская база — 80 тысяч торговых точек.

— Каковы источники финансирования столь динамичного развития?

— Политика нашего предприятия не связана со средствами сторонних инвесторов. Основные используемые источники финансирования — это банковские кредиты.

Что вы считаете основными рисками вашего быстрорастущего бизнеса? Есть ли барьеры на пути дальнейшего роста?

— Шагать семимильными шагами бесконечно невозможно. Но, если сравнивать потребление минеральной воды и напитков с Европой, то мы находимся ещё в зачаточном положении. Наш рынок — ничто по сравнению с рынком Европы, но я рассчитываю на то, что мы будем приближаться к европейскому потреблению воды и напитков. Культура их потребления у нас в любом случае растёт — все уже понимают, что пить воду из-под крана нельзя. Мы инвестируем в динамику роста большие деньги, расширяя производственные мощности — в этом году вложили 220 миллионов рублей. Дальше мы будем работать на повышение качества — станем повышать свою маржинальность. Рано или поздно, как и в любой отрасли, произойдёт насыщение рынка. Для того чтобы удержать бизнес и продолжить рост, нужно сейчас вкладывать деньги в систему контроля качества, повышать маржинальность, качество работы с дистрибьюторами и сетевыми магазинами, разрабатывать и создавать новые — интересные и нужные потребителю — напитки. Все эти факторы уже способствуют развитию компании даже на этапе насыщения рынка. И мы уже сейчас по многим перечисленным моментам начали работать.

— Что позволило вашей компании безболезненно пережить недавний кризис?

— Для меня кризис — это период, когда происходит естественный отбор. В природе он постоянно идёт, а в бизнесе заявляет о себе прежде всего в кризисные времена. Слабые ушли с рынка, остались только сильные. Мы стали бережнее относиться ко всему — к людям, к материальным средствам. Кризис обязал нас затянуть ремешок и переоценить наши издержки. Мы серьёзно снизили нашу себестоимость — за счёт того, что убрали ненужные затраты, которые не влияют на качество работы и продукции. Я считаю, что кризис просто сконцентрировал наше внимание, и именно поэтому мы смогли не просто удержаться, а росли, создали достаточно высокий потенциал для 2010 года.

— Какова стратегия вашего развития на ближайшее будущее?

— Мы пока реализовали первый этап производственного развития компании. В течение 2013–2014 годов планируем реализовать второй этап. Мы намерены построить завод на абсолютно новой площадке, но уходить из Минераловодского района не собираемся. Планируемые инвестиции — около 400 миллионов рублей, мощность — порядка 400 миллионов бутылок в год. Наращивая производственные мощности, мы будем выходить на новые рынки как на территории России, так и за рубежом.

— Именно поэтому в задачи компании на 2011 год входит увеличение выручки до 1,5 миллиарда рублей? За счёт второго этапа модернизации производства?

— В 2010 году наш рост немного сдерживал производственный потенциал. Мы могли бы показать более высокие результаты, но не имели производственных возможностей. Кроме того, для решения поставленной задачи мы серьёзно вкладываемся в развитие продаж.

— Какие у компании отношения с органами власти? Насколько для вас важен административный ресурс?

— Мы — абсолютно прозрачная компания, которая платит налоги, и мы открыты для всех органов власти любого уровня. Нам субсидируют некоторые проекты в размере двух третей процентной ставки, ставки рефинансирования. Мы трудимся на благо нашей Родины. Для меня это не громкие слова. В моём понимании, если власть и бизнес будут двигаться вместе, то мы получим синергетический эффект, который даст сильный толчок для развития экономики нашей страны. По нашей инициативе в конце 2010 года с целью объединения игроков рынка, эффективного взаимодействия, воздействия на внешнюю среду создана Ассоциация производителей минеральной воды Ставрополья. Там представлены органы власти, поставщики, производители. С созданием этой организации мы заложили первый кирпичик политики, которая будет строиться на отстаивании интересов производителей Ставропольского края.       

ЗАО «Водная компания „Старый источник“» — крупнейшая в регионе Кавминвод компания по розливу минеральных вод и производству безалкогольных напитков.

Основные показатели за 2010 год:

выручка достигла 1 млрд рублей, увеличившись на 49% по сравнению с 2009 годом;
реализовано 67 896 580 бутылок продукции, прирост по отношению к 2009 году составил 44%;
в рамках подписанного с группой «ЮниКредит» соглашения по финансированию инвестиционной программы на 220 млн рублей на завод поставлено оборудование фирмы KHS — мирового лидера в производстве технологического оборудования для розлива напитков;
разработана новая линия уникальных в своём роде безалкогольных коктейлей Shippi Cocktail.

Плановые задачи на 2011 год: достичь выручки в 1,5 млрд рублей, увеличить объём продаж в 1,5 раза, стать лидером отрасли в регионе.                     

График «Старый источник» показывает темпы роста классической «газели»