Пол Томас Андерсон и раньше предлагал вам у него сниматься, но вы отказывались. Почему сейчас согласились?
Честно сказать, я думал, что он помешан на контроле, — из-за этих длинных и сложных кадров-планов, которые он всегда использует. Думал, чтобы снять их, надо все планировать заранее и делать все четко по плану, ни шагу в сторону. Оказалось наоборот. Пол — гений. И знаете, как рождаются все эти сложносочиненные композиции? Спонтанно, прямо во время репетиций.
Фильм — о рождении сайентологии, но также о природе любой религии. У вас с ней какие отношения?
Я немного знаю о религии, но, конечно, у меня есть любопытство — интерес к тому, что лежит за поверхностью. Есть ли у реальности какое-то второе дно, какая-то первопричина? Или же мы просто так сидим здесь за столом в отеле, и за этим ничего не стоит, никакого умысла? Я верю лишь в то, что нет никакого единого ответа и не может быть одной системы для всех. Но я искренне восхищаюсь теми, кто находит удовлетворение и утешение в религиях или даже в сайентологии. Если это действительно делает людей счастливыми, то почему бы и нет? Пусть будет и такой вид счастья.
Пол Томас Андерсон сказал, что, когда съемки закончились, у вас был приступ эйфории.
Я не очень люблю находиться посреди большого количества людей. А на этих съемках я все время был в компании шестидесяти человек — каждый день в течение полугода! Да, это моя работа, и нужно делать то, что делаешь. Если вам завтра нужно сдать интервью, а уже двенадцать часов ночи, то вы, черт побери, садитесь и делаете материал, чтобы завтра он был у редактора. Несмотря на то что вы чертовски устали. Или на то, что вы хотите побыть со своей девушкой... Наверное, у меня было такое выражение лица, потому что я был дико голоден и не ел уже неделю из-за этой роли. Помню, как только он сказал «снято», я тут же побежал в свой трейлер и буквально набросился на еду.
В чем для вас смысл актерской профессии?
Творческий акт — это загадка, а моя цель — не находиться под контролем, выйти из-под него во всех смыслах слова. Мне кажется, в «Мастере» мне это удалось. Вот хотя бы в сцене в камере заключения (эпизод, в котором герой Феникса реально бьется головой о стену и разносит вдребезги тюремный унитаз. — «РР»). Этот погром просто случился, мы его не планировали. Я просмотрел видеозаписи про то, как ловят диких животных и как они ведут себя в первые минуты после заключения в клетку. Они там абсолютно невменяемы — прыгают, падают, бьются о стену... И я там тоже превратился в дикое животное в клетке. Мне очень повезло, что я работаю с режиссерами, которые сосредоточены на процессе, а не на результате.
Лауреаты «Оскара»
Лучший фильм
«Операция “Арго”»
Бен Аффлек
Триллер о том, как в конце семидесятых американцы при помощи голливудских киношников спасали своих людей в охваченном революцией Иране.
Лучшая режиссура
«Жизнь Пи»
Энг Ли
3D-блокбастер о мальчике, который после кораблекрушения оказался в шлюпке вместе с тигром и другими животными.
Лучший оригинальный сценарий
«Джанго освобожденный»
Квентин Тарантино
«Вестерн наоборот» — о том, как черный ковбой и бывший раб мстит своим белым рабовладельцам.
Лучший зарубежный фильм
«Любовь»
Михаэль Ханеке
Драма о пожилых супругах, доживающих свой век в фамильной квартире в Париже. Когда героиню хватил удар, ее муж не отдал ее в больницу, а взял всю ответственность за жизнь и смерть супруги на себя, что и стало высшим проявлением любви.