Российский бизнес открывает для себя новый рынок энергосервисных услуг — комплекса работ, направленных на гарантированную экономию электричества и тепла. Принятый еще в 2009 году № 261-ФЗ «Об энергоэффективности» был направлен в первую очередь на достижение конкретных результатов путем не только добровольных, но и обязательных обследований имеющихся объектов и дальнейшей работы энергосервисных контрактов. Насколько понятна и реализуема сейчас схема энергосервисных контрактов? Какова вообще ситуация на рынке данного вида услуг? Об этом рассказывает председатель совета директоров компании «РусЭнергоМир» Евгений Ваныкин.
— Стимулирует ли проводимый энергоаудит повышение энергоэффективности или пока все сводится к приобретению паспортов без дальнейшей работы?
— Энергоаудит сам по себе не может повысить энергоэффективность, как и не может кого-то стимулировать к достижению энергосбережения. Результат энергоаудита — это та базовая информация, на основе которой собственник или управленец принимает решение — а есть ли у него потенциал, который позволит ему за счет экономии энергопотребления совершить какие-то преобразования на своем объекте, предприятии, а также зафиксировать реальную картину энергопотребления. И здесь позиция государства по определению круга субъектов, которым № 261-ФЗ предписано прохождение всех необходимых регламентов в обязательном порядке, на мой взгляд, довольно справедлива.
Однако многие руководители не понимают, зачем тратить такие деньги особенно на крупных, распределенных объектах. Для них энергоаудит стоит серьезных денег: десятки, а иногда и сотни миллионов рублей. Скептики изначально пытались отказаться от данной процедуры, объясняя все тем, что они и так все знают о энергопотерях, все свои «узкие места». Денег не хватает, чтобы залатать известные дыры, а тратить их на формализацию — слишком затратно и нецелесообразно. В результате реализация мероприятий по энергосбережению без стимулирующих мер со стороны государства оказалась практически невозможна. Но с точки зрения энергосервисного контракта без энергоаудита обойтись нельзя, так как в дальнейшем без энергопаспорта контракт работать не будет, для его реализации нужна отправная точка, от которой можно будет посчитать ту самую экономию.
— А что было до № 261-ФЗ и для чего его принимали?
— Над проблемой экономии энергоресурсов в нашей стране начали задумываться еще в начале 1990-х. В 1996 году был принят № 28-ФЗ «Об энергосбережении». Но его нормам так и не удалось стать реализованными, в основном из-за отсутствия правовых механизмов, да и проблемы в приоритете были другие. Лишь после того как в 2007 году приглашенные иностранные специалисты из IFC World Bank Group проанализировали ситуацию с энергопотреблением в России, были сделаны неутешительные выводы: энергоемкость нашего ВВП превышала в 2,25 раза энергоемкость ВВП США и в 3,21 раза — ВВП европейских стран. При расчетах применялись схожие условия производственных предприятий у нас и за рубежом. Стало ясно, что наше географическое расположение с суровыми климатическими условиями никак не оправдывает нашу расточительность. Перед руководством страны встал вопрос — как преобразовать не только технологию, но и сознание наших граждан и приостановить «топку промышленного котла денежными ассигнациями».
— Что представляет собой энергосервисный контракт?
— Это новая форма гражданского договора, по предмету которого заказчик оплачивает выполненные подрядчиком работы по уменьшению энергопотребления объекта заказчика из средств на оплату энергоресурсов, сэкономленных заказчиком впоследствии. Закон об энергоэффективности подразумевает, что предприятия, на которых предстоит снизить энергопотребление в ближайшие годы, сами, по своей воле, за свой счет реализуют ряд мер по снижению затрат на энергоресурсы. Но до сих пор этого не происходило и не происходит, за редким исключением. Изыскать необходимые средства для реализации долгожданных мероприятий большинство субъектов рынка не имеют возможности. Для преодоления дефицита средств и предназначена эта сложная правовая конструкция. Так, заказчик, верстая свой бюджет на следующий период, может не закладывать в него дополнительные расходы, а лишь учитывать затраты на потребление энергии с учетом роста стоимости энергоресурсов. А затраты на закупку новых технологий энергопотребления несет подрядчик, привлекая их из любых доступных источников (на практике это кредитно-денежные организации — банки). Таким образом, реализация мероприятий по энергосбережению в рамках энергосервисного контракта на объектах любого вида собственности не требует крупных капиталовложений, но и не означает, что завтра придет «волшебный» подрядчик и сам все, что необходимо, сделает…
— Что тормозит рост спроса на энергосервис как обязательной меры после энергоаудита для достижения той самой энергоэффективности?
— На данный момент заключение энергосервисных договоров тормозит отсутствие знания и опыта заключения такого контракта как у заказчиков, так и у потенциальных исполнителей. Энергесервис для подрядчика — это небыстрые деньги, для реализации серьезных проектов необходимы значительные, зачастую замороженные денежные средства на длительный срок, а когда их нет — кредитные средства, желательно под невысокие проценты. Но ставки по кредитам сегодня нельзя назвать подъемными, особенно если их сравнивать с европейскими.
Также отрицательно влияет отсутствие инициативы среди потенциальных заказчиков — это, наверное, главная проблема. Другое дело, что есть попытки запустить этот процесс, но без стимулирующих мер со стороны государства их невозможно реализовать. Я уже говорил, что для расчета экономии требуется формально зафиксировать сегодняшний уровень энергопотребления предприятия, желающего производить расчет энергоэффективности по результатам энергосервисного контракта. А для этого большинству субъектов рынка следует провести энергоаудит, итогом которого будет энергопаспорт объекта. Однако на настоящий момент, по имеющимся данным, далеко не все предприятия сделали это. В позапрошлом и прошлом годах продлевали срок его проведения, а в этом году, по некоторым данным, не собираются. Следовательно, все-таки будут применять какие-то штрафные санкции к нерасторопным. Но если продлят срок, то, наверное, ситуация повторится. А значит, и энергосервис будем ждать не скоро…
— Что необходимо, чтобы реализация энергосервисных мероприятий получила широкое применение и экономически была выгодна заказчику?
— Без стимулирующих, подталкивающих механизмов, реализуемых на уровне государства, четко регламентированных нормативной базой, будет очень сложно запустить этот спасительный для экономики процесс. В совокупности, наверное, действительно этот контракт не будет абсолютно бесплатным для заказчика, но если все грамотно организовать, в том числе обратившись за помощью к профессионалам, то заказчик просто будет продолжать платить те же суммы за энергопотребление в течение одного или нескольких лет. А вот по окончании срока окупаемости он сможет почувствовать реальную экономию от своевременно принятого волевого решения о заключении энергосервисного контракта и от того, что его продукция сможет конкурировать на мировом рынке дополнительно за счет рачительного использования энергии.
Не нужно делать очередную страшилку
Правительство РФ не продлило сроки проведения обязательного энергетического обследования, установленные № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в РФ». Это значит, что в случае непроведения обязательного аудита (см. «Жизнь без паспорта» в «Эксперте-Сибирь» № 50 за 2012 год) предусмотрено наложение административных штрафов от 50 до 250 тыс. рублей — в зависимости от специфики работы предприятия. А пройти его было предписано до конца 2012 года. Но согласно статистике Министерства энергетики РФ, по состоянию на 22 декабря прошлого года в ведомство поступило 38,2 тыс. энергетических паспортов — из необходимых 309 958. Из поданных было рассмотрено еще меньше — 23 978, а зарегистрировано — всего 1 891. Более 20 тыс. заявок были отправлены на доработку.
С одной стороны, это указывает на необходимость повышения квалификации специалистов, занимающихся составлением этих документов. С другой — неоднократно в ходе реализации закона Минэнерго РФ меняло структуру и форму энергопаспортов, старые образцы приходилось переписывать, сроки аудита постоянно сдвигались. Все это привело к тому, что многие предприятия подошли к нужному сроку с требуемыми документами, но теперь находятся под угрозой немалого штрафа. Стоит признать, что ответственность за неисполнение лежит не только на руководителях организаций, но и на законодателях, которые переоценили возможность решения поставленных задач.
Под угрозой штрафа паспорта получат все, в этом сомневаться не приходится. Вот только качество этих бумаг будет не слишком высоким. А ведь энергопаспорт должен быть основой для мероприятий по экономии ресурсов на предприятии. Стоит ли превращать его в очередную страшилку для предпринимателей, делая энергоэффективность очередным ругательным словом в бизнес-лексиконе?