Последние годы свидетельствуют о том, что операторы связи целенаправленно развивали все возможности доступа в интернет, сосредоточив основные инвестиции в data-сегменте. При этом очевидным трендом является интеграция услуг передачи данных в различные бизнес-процессы.
Растим данные
— В течение последних лет телеком-операторы отчитывались об активных инвестициях в строительство сетей 3G. Что меняется в этом году, завершён ли проект по их строительству? В какую инфраструктуру МТС планирует наиболее активно инвестировать в дальнейшем?
— Могу сказать, что инвестиции в сети, обеспечивающие передачу данных — как мобильную, так и фиксированную, — продолжатся. «Стройка века» действительно завершена: например, услуги 3G от МТС стали доступны уже более чем 17 миллионам жителей Юга. Но мы продолжим работать точечно: осваивать малые и труднодоступные населённые пункты, где есть необходимость в мобильном интернете, увеличивать скорость, расширять ёмкость. Перефразируя известный афоризм о ремонте, который невозможно закончить, а можно только остановить, скажу, что в нашем бизнесе стройку ни закончить, ни остановить возможности нет. Иначе мы просто начнём терять своё лидерство. Причём желание развивать сегмент передачи данных у нас с абонентами взаимное: мы готовы расширять ёмкость сети, а потребители, оценив новые скорости и получив новые возможности, хотят всё более скоростного, качественного доступа в интернет.
— Подозреваю, что хотят этого прежде всего жители крупных городов, которые давно включили интернет в потребительскую корзину. Но на Юге хватает регионов, где плохо развита даже обычная фиксированная связь и налицо экономическая нестабильность, которая тормозит развитие современных технологий связи. Планируете ли вы такие районы подключать к всемирной сети?
— В каждом регионе — свои задачи. В крупных развитых городах скоростью в 5 Мбит/сек действительно никого не удивишь. Более того, у жителей городов есть выбор: мобильный или фиксированный интернет, или и то, и другое вместе, в зависимости от потребностей в данный момент. Но, как я уже сказал, в регионах с высоким уровнем проникновения интернет-сервисов быстро осваивают новые возможности всемирной сети, потребности пользователей постоянно растут, и для того, чтобы соответствовать их ожиданиям, нам нужно постоянно расширять ёмкость сети, увеличивать скорость передачи данных. В прошлом году мы перевели все базовые станции на работу со скоростью до 21 Мбит/сек, следующий этап — 42 Мбит/сек. И это далеко не предел.
В то же время на юге России действительно есть регионы, где качественный доступ в интернет появился не так давно, но это ни в коем случае не значит, что такие регионы не интересны для нас с точки зрения развития передачи данных. Например, для республик Северного Кавказа чрезвычайно актуальна проблема так называемого цифрового неравенства: инфраструктура проводной связи во многих далёких от крупных городов населённых пунктах развита плохо, поскольку для провайдеров технически сложно и крайне невыгодно прокладывать проводную инфраструктуру до отдалённых горных посёлков. Преимущество МТС в том, что мы можем для каждой точки выбрать оптимальную технологию: там, где нет возможности протянуть провода, мы можем организовать беспроводной доступ в интернет. А скорость, которую даёт мобильная связь, уже вполне сравнима со скоростью, которую абоненты могут получить по проводу. Кстати, для иллюстрации спроса: в последнее время ежегодный прирост потребления трафика в южных регионах в среднем составляет два-три раза, а в Чечне или Дагестане, например, этот показатель достигает пятикратной величины.
— Если продолжить образные сравнения и переложить путь развития 3G на историю взросления человека, где сейчас, на каком отрезке пути находится это направление?
— Пожалуй, сегодня я бы сравнил нашу сеть третьего поколения с подростком. Он вырос и своими размерами походит на взрослого человека, у него много друзей, он популярен, но ему требуется внутреннее развитие, чтобы быть гармоничной личностью. Сейчас наша сеть 3G размером со взрослого предшественника — 2G, но наблюдаются признаки очень быстрого роста, и главное теперь — работать над ёмкостью, совершенствовать её изнутри, хотя, конечно, в размерах ей ещё предстоит немного прибавить.
— Очевидно, что инвестиции должны приносить прибыль, и наиболее ощутимо на возврат вложений влияют, как правило, достижения в бизнес-сегменте. Какие возможности развитие мобильных сетей даёт для прироста корпоративного портфеля абонентов?
— В прошлом году мы получили 30 процентов прироста в корпоративном секторе. Причём наибольший прирост нам обеспечивают предприятия малого и среднего бизнеса, что является для нас демонстрацией развития экономики — как региональной, так и в масштабах страны. Сегодня очень интересное время для корпоративного сегмента: буквально семимильными шагами развивается чрезвычайно перспективный рынок телематики (М2М, machine-to-machine, беспроводной доступ к информации об удалённых объектах для сбора данных и организации систем мониторинга. — «Эксперт ЮГ»). Если население страны уже обеспечено в полной мере одной или несколькими сим-картами для традиционных услуг мобильной связи, то на рынке М2М у нас практически неограниченные возможности роста. Условно говоря, в каждый объект, которым располагает бизнесмен, будь то автомобиль или холодильник, можно интегрировать блок с сим-картой и GPS-модулем, который будет передавать данные о состоянии этого объекта. Область применения ограничивается только потребностями клиента. Широко распространяется размещение сим-карт и миниатюрных сим-чипов в различных счётчиках расхода ресурсов — электроэнергии, воды или газа. Например, в МТС внедрена автоматическая система контроля и учёта электроэнергии. На Юге все наши базовые станции оснащены датчиками со встроенными сим-картами, передающими информацию о расходе электроэнергии. Оборудование сертифицировано в электросетях, и мы рассчитываемся с поставщиками электроэнергии на основании этих данных. Также мы оперативно получаем информацию о возможных перебоях в энергоснабжении базовых станций и можем быстро переключаться на резервные источники питания. Раньше для сбора информации по всем базовым станциям ездили сотрудники на автомобилях, необходимо было оплачивать их работу, бензин и прочие расходы. А теперь мы делаем это удалённо. Представьте, это же гигантская экономия: у нас только базовых станций в макрорегионе тысячи, не говоря уже о прочих объектах инфраструктуры.
Деньги в «провода»
— В прошлом году МТС начала перевод сети на цифровое вещание кабельного телевидения. Причём существующим абонентам оборудование для приёма цифрового сигнала предоставляется бесплатно. Каков объём инвестиций в этот процесс и в чём экономический смысл перехода?
— Инвестиции компании в цифровизацию телевидения составят порядка пяти миллиардов рублей: это вложения, которые осуществляются в 2011–2013 годах в целом по стране. Основные затраты были связаны с покупкой платформ, которые формируют цифровой сигнал, системы кодирования, связанной с биллингом, и управлением доступа к каналам. Действительно, приставки мы меняем бесплатно, а новые абоненты могут купить их или взять в аренду по вполне доступной цене — от 50 рублей в месяц. Сегодня у нас параллельно работают две системы, аналоговая и цифровая, но к 2014 году мы планируем полностью завершить переход на «цифру». Цифровое телевидение — это гораздо более качественные картинка, звук и, в отличие от IP-TV, стабильный сигнал. Сегодня часть каналов транслируется в HD-качестве, их число будет увеличиваться. То есть совершенно однозначно, что это иной, более высокий уровень телевидения, который обеспечит нашим абонентам новые возможности.
Кабельное телевидение — это очень важный сегмент развития бизнеса МТС. По нашим оценкам, большинство абонентов выбирают провайдера «домашних» услуг именно исходя из привлекательности ТВ-предложения, поэтому для нас важно лидерство в этом сегменте. Экономическая суть перехода в том, что мы сможем получать дополнительный доход, внедряя различные сервисы: тематический контент в виде дополнительных ТВ-пакетов, услуги интерактивного ТВ, подключение качественных телеканалов премиум-сегмента. Надо заметить, что сознание потребителей постепенно меняется: люди понимают, что, пользуясь только бесплатным домашним ТВ, не приходится ожидать индивидуального контента и, конечно, нет возможности выбора. Поэтому я убеждён, что у цифрового телевидения большие перспективы.
— По покрытию фиксированных сетей вы достигли необходимой ёмкости? Или продолжите инвестировать в «провода»?
— В этом сегменте связи инвестиционная деятельность делится на две части. Первая — это действительно строительство новых сетей. Мы продолжаем расширять покрытие сети в уже освоенных нами городах, поскольку там строятся новые жилые районы. Кроме того, мы заходим в населённые пункты, где ранее не предоставляли услуги фиксированной связи, и строим там сети с нуля. В ближайшее время, например, мы начнём подключать абонентов в Анапе, Каменске-Шахтинском (Ростовская область), в городах Кавминвод.
Второе направление — это модернизация существующих сетей: часть из них работают по устаревающим технологиям, и наша задача — перевести все сети на современную технологию FTTB (англ. fiber to the building, оптическое волокно до здания. — «Эксперт ЮГ»). Если ещё совсем недавно максимальная скорость домашнего интернета в нашей сети составляла порядка 2 Мбит/сек, то новые технологии уже сейчас позволяют абонентам юга России выходить в интернет с реальной, а не теоретической скоростью до 100 Мбит/сек. При этом я хочу заметить, что, когда МТС проводит модернизацию и скорость передачи данных увеличивается, как вы понимаете, в несколько раз, абоненты платят ровно такую же абонентскую плату, как и ранее.
— Некоторое время назад компания «Комстар», вошедшая в структуру МТС, говорила, что в поле зрения оператора — все населённые пункты с численностью от 50 тысяч человек. Осваиваете ли вы такие территории?
— Если говорить о небольших городах, то с точки зрения подхода к инвестициям численность населения — не совсем верный критерий. Нас интересуют населённые пункты с высотной застройкой, поскольку обеспечивать проводной связью частный сектор экономически неэффективно. Проводную инфраструктуру мы строим на урбанизированных территориях с высотными домами, а обеспечение фиксированной связью маловысотного населённого пункта связано с очень крупными капиталовложениями и почти полным отсутствием возврата инвестиций. Конечно, мы работаем с индивидуальными проектами по коттеджной застройке, но там ШПД и платное ТВ сразу предусмотрены в инфраструктуре посёлка. Надеюсь, что со временем при поддержке государства мы начнём освоение этого сектора, как сейчас это происходит в области мобильной связи (большая «тройка» и Ростелеком при государственной поддержке обеспечивают связью трассы федерального значения протяжённостью 9 тысяч км. — «Эксперт ЮГ»). А пока население, проживающее в местах с низкоэтажной застройкой, мы обеспечиваем доступом в интернет с помощью мобильных технологий.
— Насколько для компании важно, работают ли местные власти над усилением инвестиционной привлекательности регионов, и чего именно вы ждёте от муниципальных или региональных властей?
— Разумеется, мы приветствуем желание властей развивать телекоммуникационную инфраструктуру региона. С помощью услуг связи сегодня не только обеспечивается возможность общения; операторы уже выступают, без преувеличения, основным проводником инноваций в социальной сфере. Например, недавно мы объявили о реализации крупного регионального проекта по обеспечению сим-картами медицинских браслетов, удалённо контролирующих состояние пациента. Кроме того, на базе М2М-сервисов МТС организована система мониторинга общественного транспорта, строительной техники, машин скорой помощи Краснодарского края. С помощью таких услуг можно не только существенно повысить эффективность бизнеса, но и улучшить качество жизни в регионе в целом. Учитывая важность телекоммуникаций для развития регионов, мы не первый год практикуем такие формы партнёрства с властью, когда заключается соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. Для МТС это соглашение — подтверждение того, что местные власти понимают значимость уровня телекоммуникационного обеспечения для развития региона в целом. Для администрации — это уверенность в том, что в ближайшие годы МТС не планирует сворачивать активное расширение инфраструктуры и собирается и в дальнейшем реализовывать социально важные проекты. В частности, такое соглашение МТС подписала с администрацией Краснодарского края, аналогичный проект был в Ставропольском крае.
Идти в гору
— Каким вы видите будущее рынка? Какие стратегические изменения в услугах связи повлечёт за собой такое активное развитие инфраструктуры?
— Будущее, конечно, за услугами передачи данных. Разрыв между столицей и российскими регионами по числу пользователей интернета пока ещё велик, хотя такие регионы, как Краснодарский край и Ростовская область, уже близки к московским показателям. Если коротко, то передача данных, независимо от технологии, должна быть быстрой, удобной и доступной. И потребитель должен тратить минимальное количество времени на оплату услуг передачи данных и получение консультаций. И всё это не фантастика, а вполне определённая во времени реальность. Это главное, к чему мы стремимся. Мы разрабатываем конвергентные продукты, единые пакеты услуг, которыми смогут воспользоваться как корпоративные, так и частные абоненты. Мы совершенствуем собственную ИТ-систему и очень скоро введём единый биллинг для фиксированных и мобильных услуг связи, так что клиент сможет получать все услуги, что называется, в одном окне.
— То есть пика data-сервисов пока не предвидится?
— Пока мы идём в гору и вершины не достигли. Не исключено, кстати, что за вершиной тут же обнаружится другая. Сейчас важно заранее предвидеть «сложные участки», чтобы технические возможности сети и потребности абонентов всегда совпадали, быть надёжными для каждого абонента в частности и эффективными для рынка в целом.