– Большинство аналитиков связывают темы роста инфляции и курса золота воедино и этим объясняют движение котировок в ту или другую сторону. Что вы скажете по этому поводу?
– Что касается инфляции, то какой-то зависимости между золотом и инфляцией не существует даже на больших отрезках времени. Если взять за пример 80-е и 90-е годы, то мы получим два противоположных процесса, инфляция есть, а золото постоянно теряет в цене.
Когда аналитики предлагают вкладываться в золото как защитный инструмент, упирая на скрытую или ожидаемую сильную инфляцию в долларе, то они фактически вводят народ в заблуждение. Когда, вложившись, инвестор вдруг видит, что вроде и инфляция есть, но золото при этом не растет в цене, наступает разочарование. Еще раз повторю, не надо связывать понятия «инфляция» и «золото» воедино и принимать решение о покупке золота, потому что есть такая-то и такая-то инфляция и цены в магазинах растут. Более того, акцент аналитиков на риски высокой инфляции именно в долларе США зачастую приводит к обратному эффекту: инвесторы не считают эти риски реальными и поэтому не покупают золото. С точки зрения крупного бизнеса сильная инфляция в глобальной резервной валюте сейчас невозможна. Для этого нужна как минимум другая резервная валюта, которой пока не существует.
Вместо вопросов долларовой инфляции инвесторам нужно обращать внимание на риски суверенных дефолтов стран Евросоюза и Японии, которые на время ушли в сторону.
Далее обратимся к оценке итогов «инфляционной» программы QE ФРС США.
В отличие от ожиданий участников рынка за четыре года программ ФРС было выдано в систему 3 трлн «новых» долларов, а сжатие кредитной массы прошло на 5-7 трлн «старых» долларов. Итого в чистом остатке 3 трлн долларов в минусе.
За этот срок мы прошли новый цикл наращивания займов в долларе. В результате возник новый «пузырь» на рынке долларовых кредитов, которые вложены в различные активы, включая сырье и золото.
В итоге «беспроигрышная» игра спекулянтов против кредитного доллара с дефицитом 3 трлн долларов обернулась ликвидацией позиций и залогов, и особенно в золоте. Поэтому в дальнейшем следует избегать маржинальной торговли и инструментов фьючерсного рынка, за исключением, наверное, опционов.
– В чем же тогда был смысл программ QE? Ведь все считали, что это навсегда и ФРС намеренно размывает покупательную способность валюты и обесценивает американский долг?
– Кроме восстановления внутреннего спроса, ФРС взялась за рекапитализацию банков, которые, грубо говоря, брали кредиты под 0,5%, а отдавали под 4%, или в восемь раз дороже, чем ставка фондирования. И в том и в другом они неплохо преуспели. А после переизбрания Барака Обамы на второй президентский срок надобность в QE отпала как минимум до очередных выборов. Теперь при стабильной экономике ФРС была озабочена темой удержания низких ставок на длительный срок, что невозможно при долгосрочных программах QE.
В контексте интересов крупного капитала продолжение QE3 означало проигрыш для мира больших денег, так как основные активы вложены в процентные бумаги категории AAA (казначейские облигации США), под которые можно мгновенно получить наличные в любом количестве и под низкий процент. В этой связи встал вопрос, кто профинансирует погашение долгов США и Германии.
Ответ нашелся и устроил членов G20: рост налогов, снижение госпотребления, отъем собственности, грабеж офшоров и зависимых или неугодных государств. Таким образом, мы проигнорировали или недооценили интересы крупного капитала.
В итоге незаметно для себя мы перешли от ситуации рекапитализации американских банков к принудительному отбору средств у бизнеса и людей в пользу крупного капитала в лице таких фигур, как Баффет.
– Хорошо, как же тогда рассматривать ситуацию с падением на рынке золота? «Пузырь» лопнул?
– Это всего лишь коррекция на 13-летний рост. Золото, как любой товар, торгуется на бирже, а не лежит в карманах граждан в виде монет или валюты, обеспеченной золотом. Поэтому к нему относятся правила биржевой торговли и технического анализа. К этому падению следует относиться как к коррекции середины 70-х годов, когда на рост с 30 до 200 долларов прошло двукратное снижение, после чего котировки ушли до 850 долларов в 1980 году.
– Чем для мира обернутся потери в золоте?
– Стоит понимать, что обвал котировок привел в замешательство многих людей из мира финансов. На этом празднике жизни спекулянтов, зарабатывающих на падении активов, и маржинальных банков типа JPM и HSBC есть реальные жертвы и потери. Из порядка 900 млрд половина потерь пришлась на центральные банки (повод снизить рейтинги), и вторую половину разделило инвестиционное сообщество. А это совсем другие деньги, чем 1-2 млрд зависших активов MF Global.
Ведь что такое золото для маржинальных банков, клиринговых домов США, Европы и Лондона и их клиентов: банков, хедж-фондов и инвестиционных компаний? Это первоклассный ликвидный актив категории AAA наравне с валютами и долговыми бумагами США и стран Европы с объемом рынка до 3,5 трлн долларов. То есть под залог слитков и остатки на неаллокированных счетах LBMA вы могли бы купить любой биржевой или внебиржевой товар или взять в долг на протяжении как минимум последних двух лет. А теперь враз с биржевого стола сняли 900 млрд. И готовятся удвоить урожай. Незаметно это ни для кого не пройдет.
С учетом того, что брокерские компании обходили правила сегрегации клиентских счетов везде и повсеместно, можно сказать, что потери понесут не только реальные владельцы позиций по золоту, но и клиенты инвестиционно-брокерских домов, чьи деньги уже проиграны и без их ведома.
– Что же делать инвесторам и когда же начнется новый растущий тренд и почему?
– Текущее падение котировок выкупать не нужно, пока мы не увидим стабилизацию цен на одном уровне на протяжении нескольких месяцев, а май и июнь будут очень сложными. Исходя из практических соображений, июль очень благоприятен для вхождения в рынок. С моей точки зрения, покупать золото через биржевые инструменты, кроме опционов, или банковские обезличенные металлические счета (ОМС) вообще уже не следует, и особенно на падающем рынке.
Что же касается притока новых больших денег, нам нужно пройти определенный период ликвидации биржевых позиций и передачи физических стоков в нужные руки. Это может занять несколько лет.
Вместо этих ожиданий лучше сконцентрировать внимание на развитии дефляционных сценариев, в первую очередь в Европе и Японии с оглядкой на США, и, исходя из них, принимать решения.
Итак, мы знаем следующее.
Первое. Государства более не берут в долг, а сокращают расходы и увеличивают налоги на средний и малый бизнес и на богатых.
Касательно налогов нужно сказать, что прошла настоящая налоговая ревизия. США теперь рассматривают американских граждан как феодальную собственность. В какой бы стране ни жил или работал американец, он должен заплатить налог в бюджет США. Если ты хочешь бросить резидентство, заплати налог со всех активов и уезжай в другую страну. По тому же пути пошла Британия. Еще дальше – Франция, которая не только устроила поход против богатых в своей стране, но требует того же от всех членов Евросоюза. Если богатых недостаточно для сбора налогов, можно понизить порог с 1 млн долларов в начале XX века до сегодняшних 250 тыс., но уже на семью, включая взрослых детей.
Второе. Под предлогом борьбы с терроризмом и отмыванием денежных средств ликвидируют неугодные правительства и офшорные зоны и экспроприируют собственность резидентов и нерезидентов этих стран.
И в том и в другом случае долговые проблемы решаются за счет «слабого звена». Под это определение подпадает любая выбранная целевая группа: частные кредиторы (Греция), спекулянты (MF Global), акционеры (Bankia) и вкладчики (Кипр).
Сейчас мы можем столкнуться с любым вариантом отъема ценностей через налоги или напрямую, и никто от этого не застрахован. Главное – это то, что нужно вернуть деньги «условному Баффету».
Один из диких вариантов решения долговых проблем предложил Bank of America, но не у себя на родине, а для евро. И, наверное, для того, чтобы раз и навсегда лишить его шанса стать резервной валютой. Второй по объему банк Америки предложил провести «реформу Павлова» и в принудительном порядке изъять банкноты 500 евро, так как 2/3 их (порядка 200 млрд) не находятся в обращении и служат интересам теневой экономики. Те, что не дойдут до банков, будут аннулированы, а попавшие в банк потребуют декларации о доходах от 10 тыс. евро.
Следующим днем советник Меркель предлагает обложить разовым налогом всю собственность граждан стран должников – Испании и Италии.
Еще день прошел, и американские власти уже поднимают вопрос: а как там управляются частные пенсионные сбережения американских граждан в 20 трлн долларов? И не ввести ли ограничения на потребление богатых американских пенсионеров в 200 тыс. долларов в год?
Когда же из всех все выкачают и бизнес уйдет в тень, то мы получим решение вопроса через глобальный MF Global с принудительной конвертацией вкладов, пенсий и т.д. в долговые расписки Евросоюза и Японии. По некоторым оценкам, это выпадает на IV квартал 2015 года. В этом контексте сжатия денежной массы золото будет постепенно уходить в сильные руки.
– И что потом?
– Когда всех ограбят и собирать будет нечего, включат печатный станок для реального финансирования госрасходов. Фактически произойдет масштабная миграция крупного капитала из долговых бумаг Евросоюза и Японии в частные активы, включая золото. И я не удивлюсь, что флагманом рынка золота выступят JPM и HSBC. Тогда же начнется реальный сильный растущий тренд. Только у большинства теперешних богатых и не очень людей денег на это уже не будет.
– Что же надо делать теперь?
– Правительства стран знают, что рынок золота и наличных денег находится в неконтролируемой зоне и активно участвует в жизни «теневой экономики». Поэтому повсеместно принимаются меры по ограничению наличных расчетов и в том числе по регистрации операций с золотом. В этом контексте, например, следует рассматривать отказ ABM AMRO от выдачи золота с клиентских счетов банка. Более того, в будущем можно ждать любых мер от введения госмонополии на торговлю золотом до попыток его конфискации. Попытки были и будут, но не факт, что государства в этом преуспеют.
Таким образом, с учетом специфики российского рынка золота нужно без спешки и незаметно уходить в монеты. Это будущее и защита вашей семьи от просчетов политиков стран G20.
Касательно обезличенных металлических счетов (ОМС), то дорога на них уже закрыта. Это псевдобиржевой рынок в часто меняющихся правилах одного банка. Что ждать? Притока на падающем рынке? А кто в минусе? Фиксировать убытки или ждать роста? Кто владельцу счета выдаст кредит под ОМС? А что делать в случае банкротства банка? По ОМС нет госстраховки. И последний выход возможен только в слитки при их наличии и с оплатой комиссий банка и НДС.