— Чем интересен для компании российский рынок? Каковы его перспективы в ближайшие годы, от чего это будет зависеть?
— Россия — один из наиболее перспективных рынков для нашей компании. Спустя 23 года после открытия первого российского завода Henkel в Саратовской области мы продолжаем инвестировать в наращивание и модернизацию производства, внедрение инноваций и повышение эффективности нашей продукции.
Согласно глобальной стратегии Henkel до 2016 года, к этому году мы планируем увеличить объем продаж компании до 20 млрд евро. При этом половина планируемого объема продаж — 10 млрд евро — приходится на развивающиеся рынки, среди которых важное место занимает Россия.
По нашим прогнозам, российский рынок будет динамично развиваться, поскольку по уровню потребления наши покупатели еще отстают от европейских и линейка продуктов, представленная в России, несколько меньше. Например, в нашей стране на человека ежегодно используется около 6 кг стирального порошка, в то время как в США и Европе этот показатель достигает 12–16 кг. При этом российские покупатели консервативнее и в основном потребляют сухие или жидкие средства, хотя существуют еще специальные таблетки, гели и многое другое. По мере роста уровня дохода и знаний о новых предложениях россияне постепенно будут расширять потребление, и это приведет к укреплению наших позиций.
— В начале апреля вы запустили новый логистический комплекс на своем заводе в Саратовской области. С чем было связано решение развивать логистику в регионе? Каков был объем инвестиций, не считаете ли вы их рискованными?
— Запуск второй очереди логистического комплекса в Энгельсе Саратовской области позволит нашему предприятию стать одним из крупнейших дистрибуционных центров в России. Ежедневно для поставок по всей России и 11 зарубежных стран с расширенного логистического комплекса будут отгружаться порядка 1200 паллет, или тар, с продукцией.
Мы сможем повысить качество обслуживания клиентов и сократить сроки поставок, а также увеличить производительность склада на 30% и нарастить объемы экспорта продукции Henkel в страны СНГ и дальнего зарубежья. Кроме этого, новые мощности помогут нам оптимизировать систему логистики компании. Компания сможет работать с дилерами, закупающими продукцию энгельсского завода, без использования буферных складов в Москве. А это, в свою очередь, приведет к снижению издержек и повышению значимости Саратовской области как транспортного центра.
В открытие второй очереди комплекса мы инвестировали около 152 млн рублей (3,8 млн евро), и риски в данном случае оцениваются как умеренные, поскольку этот проект выгоден компании, региону и потребителю. Кроме этого, между Henkel и правительством области существует инвестиционное соглашение, которое создает благоприятные условия для деятельности компании в регионе и делает наше партнерство взаимовыгодным.
— Стоит ли бояться мировым инвесторам (имеется в виду реальный сектор экономики) России? Есть мнение, что экономические и политические риски в нашей стране довольно высоки.
— Нет, не стоит. Российский рынок активно развивается и гораздо более предсказуем, чем принято считать. Регионы сами заинтересованы в инвестициях, развитии инфраструктуры и создании новых рабочих мест, поэтому диалог с властями в основном строится на конструктивной основе, на компромиссы идут обе стороны.
— Насколько ощутимы для Henkel политические риски, проблемы с чиновниками, на которые так любят ссылаться различные общественные организации? Как вы с ними справляетесь и является ли это непреодолимой проблемой?
— Политические и экономические риски взаимосвязаны и так или иначе присутствует в любой стране. Я не думаю, что в России они оказывают какое-то определяющее влияние на ведение бизнеса. Есть конструктивный диалог с властями, сформированы партнерские отношения, которые позволяют инвестировать как в бизнес, так и в социально-экономическое развитие российских регионов. И я думаю, тут секрет успешного партнерства заключается в том, что и власти, и бизнес осознают важность плодотворного сотрудничества для конечной цели: повышения уровня жизни граждан.
— Каким видит Henkel свое дальнейшее развитие в России?
— Как я отметил ранее, согласно новой глобальной стратегии Henkel до 2016 года, Россия — один из наиболее приоритетных рынков для расширения присутствия компании. Веря в перспективы российского рынка, мы продолжаем увеличивать и модернизировать наше производство в России.
Сейчас у компании шесть предприятий в нашей стране — в Энгельсе, Тосно, Перми, Коломне, Челябинске и Ульяновске. В прошлом году в российский рынок Henkel инвестировала более 990 млн рублей (25 млн евро). Среди наиболее значимых проектов 2012 года — открытие современного автоматизированного логистического комплекса на заводе в Перми, в который компания инвестировала 567 млн рублей (14 млн евро).
В 2013 году мы реализуем два крупных инвестиционных проекта. В начале этого месяца мы открыли вторую очередь логистического комплекса в Энгельсе, строительство которой стоило 152 млн рублей. В августе мы планируем запустить завод по производству строительных смесей «Хенкель-Баутехник» в г. Невинномысске Ставропольского края. Инвестиции в открытие нового предприятия составляют более 500 млн рублей.
— Ваши прогнозы в отношении дальнейшего развития в целом ритейла в России?
— Косметический рынок России — один из наиболее динамично развивающихся рынков в мире. Темпы его роста в среднем составляют 10–15%. Это один из крупнейших потребительских рынков Европы, и в 2013 году ожидается его дальнейший рост. В связи с этим перед нами стоят особые задачи, и мы продолжаем работать на увеличение доли рынка, несмотря на сегодняшние негативные факторы и временное снижение темпов роста.
— Ваша работа связана с огромным количеством исследований, постоянными инновациями. Если ли у компании лаборатории в России, каковы перспективы именно отечественных ученых, их разработок?
— Конечно, Henkel не удалось бы стать глобальным игроком без пристального внимания к инновациям и исследовательской деятельности. Только в 2012 году на исследования и разработки на глобальном уровне мы потратили 408 млн евро, что составило 2,5% от продаж. На данный момент у компании 10 исследовательских центров, в которых работают около 3000 сотрудников. В основном эти центры расположены в Германии и Северной Америке. Согласно нашей глобальной стратегии до 2016 года, планируется открытие новых исследовательских центров и в других регионах, в том числе в Москве.