Журнал Economist недавно посвятил целый выпуск восхвалению «северной» экономической модели, тем не менее, финской экономике предстоит тяжелый год. Какие меры вы собираетесь предпринимать для обеспечения экономического роста?
Думаю, что Economist в первую очередь хвалил северное общество благосостояния и социальную модель. Экономику, конечно, тоже, но в первую очередь социально-направленное государство. Безусловно, мы испытываем трудности в экономике, равно как и другие страны Европы, да и западного мира в целом. То, что сейчас происходит, для многих стран, в том числе и для Финляндии – тяжелый урок. Составление точной экономической программы не входит в задачи президента, этим занимается правительство, которое выносит свои предложения в парламент, но на сегодня одна из горячих проблем Финляндии – вопрос о повышении пенсионного возраста. Нам приходится брать деньги в долг, чтобы поддержать существующий уровень благосостояния. Большинство ждет роста, но пока ожидания не очень радужные – никто не знает, вернется он или нет. Я думаю, пришло время, когда нам придется проводить структурные реформы и балансировать бюджет. Очевидно, это не произойдет за один день – но в ближайшие годы нам придется это сделать. Я не вижу признаков резкого роста в краткосрочной перспективе.
Вы регулярно встречаетесь с иностранными бизнесменами. В частности, осенью прошлого года на одной из таких встреч вы посетовали, что несмотря на практически идеальный инвестиционный климат, Финляндия до сих пор не может похвастаться сопоставимыми с другими европейскими странами объемами прямых инвестиций из-за рубежа.
Вообще бизнесмены мне тогда практически ничего не сказали, кроме того, что они хотели бы видеть больше иностранных инвестиций в финскую экономику, но это и естественно. Но мы в свою очередь пытаемся сделать Финляндию более привлекательной, более активно и настойчиво распространять информацию о наших преимуществах. Безопасная, экологически чистая среда, доступный высококвалифицированный персонал, особенно после кризиса Nokia. Проблема дефицита иностранных инвестиций связана и с объективными факторами: Суоми не самая большая страна в мире с небольшим населением. Кстати, европейским бизнесменам мы служим отличным плацдармом для выхода на российский рынок.
Одна из причин того, что наша экономика чувствует себя лучше, чем ЕС в среднем - как раз в том, что наш экспорт в Россию и Китай не дает Суоми стать сугубо европейски ориентированной в своих внешних экономических связях страной, балансируя нашу экономику в условиях спада на европейских рынках.
В Финляндии начала действовать новая инициатива по продвижению страны в мире - Team Finland. Расскажите о ней, ведь президент – тоже часть финского бренда?
Не уверен, что я уж столь важен для финского бренда (смеется).
TeamFinland – своего рода зонтик, специальный правительственный инструмент, который объединяет институты, занятые во внешнеэкономической деятельности Суоми. Мы с самого начала договорились, что президент будет поддерживать Team Finland в силу своих полномочий и помогать финскому бизнесу налаживать связи за пределами Суоми. И я стараюсь во все свои зарубежные визиты финских бизнесменов.
Каковы ваши обязанности после реформы Конституции, значительно сократившей полномочия президента?
Должен заметить, что Конституция не так сильно поменялась с началом срока моего президентства. Последние серьезные изменения произошли в 2010 году, когда Финляндия приняла условия Лиссабонского соглашения. Именно тогда президент Финляндии перестал представлять страну на саммитах ЕС. Небольшие изменения произошли в начале моего президентского срока, но они не столь значительны. Президент ведет финскую внешнюю политику вместе с правительством – так написано в финской конституции. В то же время вопросы европейской политики курирует правительство в сотрудничестве с президентом. Европейская политика в Суоми в значительной мере воспринимается как внутренняя, поэтому есть необходимость в такой двойной конструкции.
Как вы сотрудничаете с финским премьером на российском направлении внешней политики?
Я, безусловно, жду от премьер-министра и министра иностранных дел согласованной со мной позиции – и пока нам удается выступать «единым фронтом». Именно поэтому я также не буду тянуть одеяло на себя и выступать единолично, не согласовав предварительно с ними и не поставив их в известность. У нас в Конституции записано, что внешнюю политику осуществляют президент и правительство «в сотрудничестве» друг с другом, так что стороны должны информировать друг друга о своих действиях и действовать сообразно.
Со стороны кажется, что по поводу России в финском правительстве – неколебимый консенсус.
Ну да, потому что мы работаем в сотрудничестве! (смеется)
Не думаю, что в Финляндии найдется много противников существующей политики в отношении России – все понимают, что это очень важный наш сосед, за которым мы пристально следим.
В ЕС наблюдается явный кризис самой концепции, лежащей в основе Евросоюза. как вы думаете: необходимо ли ЕС и дальше пытаться поддерживать откровенно слабые в экономическом плане страны?
Я занимаю очень про-европейскую и про-ЕС прозицию. ЕС – залог мира и стабильности в Европе, а это очень важные ценности. За последние 15 лет страны ЕС допустили ряд серьезных ошибок в экономическом планировании и в результате погрязли в долгах. Даже у самых стабильных экономик типа Финляндии есть проблемы с госбюджетом. Люди до сих пор считают, что европейский спад – это последствия краха Lehman brothers или финансового кризиса. Я считаю, что причины лежат гораздо глубже. Западные страны сами себя обманывают, пытаясь поддержать идею, что мы до сих пор лучшие, пытаясь поддерживать расходы на уровне «жирных годов» в то время когда доходы этого совершенно не позволяют. Сначала высокие расходы были обеспечены кредитными средствами, даже в начале тысячелетия, когда экономический рост в Евросоюзе держался на уровне 2%, этого уже было недостаточно, и государства залезали в долги, пытаясь поддерживать иллюзию благополучия. В итоге – огромные долги, сделанные в надежде на то, что будущий рост сможет вычистить бардак в финансах. Некоторые считают, что Европейский ЦБ должен печатать больше денег, следуя примеру американского федрезерва или банка Японии. Я не верю в такую модель – это самообман, который необходимо прекратить и посмотреть правде в глаза. Европе предстоят сложные времена: благополучное прошлое отнюдь не является гарантией светлого будущего. Это во многом вопрос отношения: обществу требуется осознать, что хорошие времена закончились, придется много работать.
В 2000 году, когда европейские лидеры приняли Лиссабонскую стратегию, согласно которой через 10 лет Европа должна была стать самым конкурентоспособным регионом в мире – сами видите, что из этого вышло. Европе нужен будильник.
Финское общество продемонстрировало свое отношение к еврокризису, проголосовав на парламентских и муниципальных выборах за Истинных финнов.
Всего несколько дней назад именно здесь, в летней президентской резиденции, была большая дискуссия (более 100 человек). Тимо Сойни тоже приехал. Я от него никогда не слышал призывов выйти из Евросоюза, несмотря на всю критику в адрес ЕС. Он активно критикует политику еврозоны и в некоторых аспектах он прав: я тоже разочарован в том, что страны зоны евро сами не следуют соглашениям и правилам, которые сами же и установили – Stability pact. В 1996-1999гг я занимал пост министра финансов и сам участвовал в его создании и действительно верил, что ему будут следовать. И если бы так и было, ситуация сегодня была бы абсолютно другой.
Когда евространы приняли Stability pact, всего через год с небольшим сам глава Еврокомиссии Романо Проди заявил, что он – «глупость», естественно, все к нему так и относились , как к глупости. Результат сегодня перед нашими глазами.
Но вернемся к Истинным финнам. Не нужно считать, что все за них проголосовавшие – проголосовали против ЕС. Я считаю, что результаты голосования – во многом свидетельство общего протеста против «больших» партий.
Но тем не менее, финские избиратели предпочли очень стабильного президента, а не «внесистемного» Тимо Сойни.
Надеюсь, они его получили.
Восточные муниципалитеты Финляндии периодически выступают с инициативой заменить традиционный для Финляндии шведский язык в школах русским, не без оснований заявляя, что так у детей будет больше возможностей устроиться в жизни. Вы тоже учите русский, как относитесь к такой инициативе?
Я уже говорил, что русский я начинал учить столько же раз, сколько пытался бросить курить. Курить я бросил. Мне будет достаточно понимать суть текста и простую разговорную речь, я прекрасно осознаю, что свободно овладеть этим прекрасным и сложным языком у меня вряд ли получится.
Я считаю, что Финляндии следует сохранить преподавание финского и шведского языков в школах вне зависимости от того, граничит регион с Россией или нет. У нас по Конституции два языка, но я уверен, что если молодые люди будут изучать еще и русский язык, это будет для них дополнительным конкурентным преимуществом. Ведь молодежи языки даются гораздо легче, чем людям моего поколения, так что в отличие от меня, у них есть возможность свободно говорить и по-русски тоже.
В России активно обсуждается закон о запрете пропаганды гомосексуализма – в то же время в финском обществе наблюдается консенсус на этому вопросу: вышедший с вами во второй тур президентских выборов Пекка Хаависто – активный гей.
Я считаю, что значительное большинство финнов считают, что представители сексуальных меньшинств должны иметь такие же права, как остальные, и я полностью согласен с такой позицией. Однако есть проблема с определением термина «брак» и того, что мы под ним подразумеваем. Я думаю, что необходимо уважать позицию традиционно настроенной части общества и ввести какое-то другое, универсальное понятие для обозначения всех видов союзов, в «брак» оставить только для союза мужчины и женщины.
Официально еще до начала 70х гомосексуальные связи карались соответствующей статьей Уголовного кодекса. Не уверен, но, по-моему, это статья никогда не применялась.
Что вы будете обсуждать с Владимиром Путиным?
Российский Президент прибудет в Финляндию после саммита Большой Восьмерки и в преддверии саммита Большой Двадцатки в Петербурге, так что мы, конечно, будем обсуждать глобальные вопросы – мне интересно, как он видит ситуацию в мире и особенно его прогнозы на будущее.
Есть несколько важных сюжетов двусторонних отношений: проблем у нас нет, но есть масштабные финские проекты, в которых необходимо обсудить перспективы нашего сотрудничество: например, строительство новой АЭС в Финляндии и строительство судов для арктического флота.
Вам не кажется, что финнам пришлось избрать очень прагматичный подход в отношениях с Россией и сконцентрироваться исключительно на экономическом сотрудничестве, потому что в политической сфере просто ничего не получается?
Я бы не сказал, что наше сотрудничество сводится исключительно к совместным экономическим проектам и торговле. Контакты между нашими гражданами разнообразны. Ежегодно Финляндия выдает россиянам более миллиона виз. Русские активно приезжают в Финляндию отдыхать, покупают здесь дачи, финны любят на выходные приезжать в Петербург или в Карелию.
Есть и политический интерес: я думаю, мы должны пытаться строить лучшие отношения России и ЕС, на мой взгляд, это пойдет на пользу обеим сторонам, и Финляндии, безусловно, тоже.
На что Вам жалуются работающие в России финские бизнесмены?
Да, я встречался с многими финскими бизнесменами, работающими в том числе и в России. И вообще-то я ожидал, что они будут жаловаться активнее, чем произошло на самом деле. Разумеется, всегда есть сложности: бюрократия, например. Наиболее важный момент для бизнеса: полная уверенность в неизменности условий ведения экономической деятельности. На сегодняшний день серьезных сложностей я не вижу, но если появится очевидная проблема, о которой мне будут говорить финские бизнесмены, я, безусловно, донесу нашу позицию до российского президента.
Не устали финны от русских, заполонивших страну и раскачивающих рынок недживимости?
Да, есть жалобы, особенно на рост цен на недвижимость в восточных районах Финляндии, где русские активно покупают коттеджи. Но ведь надо помнить, что есть вполне довольные финны, которые продали русским свою землю и дачи по очень хорошей цене. А восточные регионы Финляндии отлично зарабатывают на российских туристов.
Да, есть жалобы на пробки на дорогах из-за российского транзита – они были особенно серьезными, когда через финские порты в Россию везли огромное количество автомобилей. С пуском порта в Усть-Луге пробок стало меньше, зато теперь портовики недовольны упущенной прибылью.
И последний вопрос: вы играете в Angry birds на совещаниях?
Нет, мне по души другие игры: шахматы, например. В на политических встречах мне никогда не бывает скучно.
Култаранта.