Развитие "умных городов" связано и напрямую зависит от инновационного развития страны и проникновения IT-технологий. В ходе Петербургского международного экономического форума эксперты, в том числе представители крупнейших IT-компаний, дали свои рекомендациями относительно повышения рационализации и управляемости российских городов. О том, как повышать скорость реагирования на критические повреждения и угрозы, бороться с автомобильными пробками, создавать комфортные условия жизни для граждан, автоматизировать городское хозяйство «Эксперту Online» рассказал генеральный директор SAP СНГ Виталий Постолатий.
— Насколько актуальна сегодня тема умных городов в мире? Есть ли действительно удачные примеры реализации идеи? Какие?
— По прогнозам ООН, к 2030 г. доля городского населения в общем числе жителей планеты составит 80%. При этом, ряд мегаполисов мира в развивающихся странах испытывает сегодня особенно серьезный «кризис роста» – таковы сегодня Буэнос-Айрес, Йоханнесбург, Мумбаи, Москва и др. Самый наглядный последний пример: в Китае начата реализация невиданной ранее на планете программы по переселению четверти миллиарда сельских жителей в города. Вместе с населением растут коммуникации, усложняется инфраструктура, растут масштабы проблем. У нас же дополнительным фактором риска является еще и износ городских коммуникаций: только по официальным данным, в России 78-80 процентов основных фондов ЖКХ требуют капитального ремонта или замены.
Такие проблемы, как повышение управляемости самого города как организма, снижение затрат на эксплуатацию городской инфраструктуры, ускорение реагирования на критические повреждения и угрозы, оптимизация расхода ресурсов и т.п. и вызывают потребность в создании высокоинтеллектуальных систем сбора, обработки и анализа данных. Как правило, сами эти системы сегодня чаще всего и имеются в виду под «умным городом», или «smart city».
Внедрение «умных технологий» способно улучшить жизнь мегаполиса, благодаря повышению качества жизни каждого его жителя. Современный мир, требует предоставления услуг и информации все быстрее и качественнее. Для решения этих задач, которые сложно описать кратко, ведь, это не просто решение – это целая платформа решений, предполагающая взаимодействие абсолютно всех госорганов с гражданами, обеспечение обратной связи, одним словом, цель создания единой платформы для государства – создание комфортных условий для всех категорий граждан. И если в каком – то локальном смысле мы можем сами обеспечить себе комфорт, то в глобальном – это может сделать концепция «Умный город». Это автоматизация городского хозяйства, и при этом управление городом по ключевым показателям эффективности – когда у каждого из направлений развития населенного пункта есть измеряемые целевые показатели. Эти показатели каскадируются от мэра и администрации до конкретных ответственных чиновников, а их достижение контролируется гражданами. Таким образом, виден вклад каждого в развитие города и реализации его стратегии.
В этом контексте отдельно хотелось бы упомянуть такой ИТ тренд, как облачные вычисления. Представьте, например, измененный процесс госзакупок в облаках? Одно из наших новых решений – Ariba - крупнейшая международная торговая сеть, которая объединяет почти 1 млн. компаний из 140 стран и через которую обрабатывается множество транзакций на сумму свыше 400 миллиардов долларов. В этой облачной сети происходит своего рода интеграция игроков рынка друг с другом - когда в облаке компании взаимодействуют с другими компаниями, с поставщиками, партнерами, клиентами и т.п. Компании получают инструменты для эффективной организации процесса покупок и продаж, а также управления финансами. Ее уже используют многие крупные компании, такие как British Airways, например. Авиаперевозчик ежегодно экономит на закупках в среднем 80 млн фунтов и при этом снизил количество поставщиков с 14000 до 2000. Представьте такую экономию в масштабах города? А государства?
В целом сегодня можно говорить о том, что практически все крупные города в мире находятся сегодня в той или иной стадии строительства «умной» системы управления городской инфраструктурой, внедряя различные инновационные транспортные, социальные, энергосберегающие, и иные решения. И этот процесс никогда не может быть «закончен», как ни про одну армию мира никогда нельзя будет сказать, что она «закончила полное перевооружение на новую технику».
— Сколько требуется средств на такие проекты?
— Если говорить о масштабах расходов, то наиболее показательна цифра в 40 млрд долларов, которые, как считается, до 2016 г. будут потрачены 10-ю самыми продвинувшихся на этом пути мегаполисами на различные городские «умные» технологии.
— А кто в списке?
— В этом списке - Вена, Нью-Йорк, Гонконг, Лондон, Париж, Берлин, Барселона, Сидней и другие. Все это – примеры «интеллектуализации» старых городов.
Кроме них развиваются и «новые умные города». Таковы некоторые любопытные «закрытые» решения (как правило, это поселения для элиты): оазис Хабари в Кувейте, Масдар-Сити в ОАЭ, Донгтан в КНР, Трежер-Айленд в Калифорнии и др. Но «умнеет», естественно, не только «десятка лидеров». Наша практика говорит о широкой географии внедряемых сегодня в мире «умных» городских решений – самого разного уровня и характера.
— Можете привести несколько примеров?
— В Оттаве (Канада) когда-то существовавший набор разрозненных ИТ-систем города заменили единой технологической платформой, которая теперь поддерживает полный цикл управления недвижимым имуществом города, и позволяет властям в онлайновом режиме мониторить и управлять процессами дорожного движения, парковки, общественного транспорта, ремонта дорог, поставки услуг ЖКХ, и т.п.
Жители Кейптауна с помощью мобильных приложений сейчас осваивают концепцию «Полиции.2.0», означающей то, что каждый житель является своего рода блюстителем порядка. Если он видит какой-либо инцидент (пробку на дороге, открытый канализационный люк, приступ у соседа и т.д.), то с помощью мобильного приложения на своем телефоне он может сообщить об этом в ситуационный центр. Последний, благодаря единой платформе передачи информации, позволяет передать этот сигнал в нужную службу, которая оперативно прореагирует на сигнал. А мэрия Дортмунда использует мобильные приложения, созданные с помощью наших продуктов, для того чтобы оперативно обнаруживать выбоины на дорогах и получать информацию о том, где эти выбоины расположены. Соответственно, добропорядочный житель Дортмунда, попадая колесом в яму, просто сообщает об этом городу, фотографируя яму, и отсылая фото по соответствующему адресу. Подобное решение так же применяется в Америке, а на последней Hannover Messe было продемонстрировано в рамках экспозиции SAP на стенде правительства Москвы.
Еще один пример касается транспорта. В одном из городов Японии, где проблема управления дорожным движением и борьбы с пробками долгое время была головной болью городских властей, за счет внедрения решения на базе технологии HANA (обработка «больших данных», выполняющаяся в оперативной памяти с использованием интеллектуальных алгоритмов сжатия), эта проблема практически сведена на нет. А представьте себе Москву без пробок? Пример решения части проблемы – проблемы парковок - уже был предложен талантливыми студентами – победителями конкурса, проводимого нами среди ведущих российских ВУЗов. Они разработали приложение для определения доступности и бронирования мест на платных парковках мегаполиса при помощи мобильного телефона. Все платные парковочные места, находящиеся в управлении определенного оператора, оснащены инфракрасными датчиками и видеокамерами для определения, свободно заданное место или нет. Используя эту информацию, любой автовладелец сможет заранее бронировать парковочное место, значительно экономя время.
В Германии система «Онколайзер» (хранилище статданных по истории и результатам лечения онкологических больных) позволяет обычному врачу обратиться в базу данных и выбрать тот путь лечения, который ранее приводил к максимально хорошим статистическим результатам в аналогичных случаях, быстро проанализировать генный статус данного конкретного пациента и учесть это в выработке стратегии лечения.
Перечислять подобные проекты можно долго, важно понимать, что все они – необходимые кусочки той мозаики, из которой складывается живая система «умного города».
— Как вы оцениваете значение городов и регионов в реализации экономической политики государства в настоящее время? Нужны ли умные города России? Какой город или города могут претендовать на это название?
— Для России, которая ставит своей целью серьезный и устойчивый рост ВВП, проблема эффективного функционирования городской среды и в мегаполисах, и в малых и средних городах представляет собой одну из задач первостепенной важности: ведь львиная доля ВВП в мире производится именно в городах.
В России пока что не реализована ни одна комплексная концепция «умного города», но уже четко видны «города-потребители» «умных» технологий. С одной стороны, у нас наблюдается бурный рост нескольких крупнейших мегаполисов (в 2012 сразу 2 города - Пермь и Красноярск - вошли в их число). В первую очередь, «умные» городские технологии востребованы здесь, а пионером их освоения, безусловно, должна и может стать Москва.
Но так же важно, на мой взгляд, понимать, что внедрение этих же самых «умных» технологий крайне необходимо и для остановки текущих процессов деурбанизации России, - ведь число малых и средних городов страны, увы, сокращается. Улучшение городской среды средствами ИТ – это путь к прекращению оттока оттуда трудоспособного населения. Кстати говоря, отличными «полигонами» внедрения «умных» технологий могут стать различные моногорода и закрытые городские поселения.
— Что может дать строительство умных городов экономике России – инвестиции, деньги на развитие, инфраструктуру, что еще? В какую сумму вы оцениваете этот вклад вы экономику?
— Во-первых, «умные» технологии - это прямые деньги на развитие города. Улучшение собираемости штрафов и налогов, упрощение процедуры регулярных городских платежей благодаря внедрению различных интернет и мобильных сервисов, применение энергосберегающих технологий – все это лишь наиболее яркие примеры.
Несомненно, что экономика города зависит и от степени удовлетворенности населения и бизнеса городской инфраструктурой, безопасностью, экологией и др. Естественно, что город, где активно внедряются «умные» технологии, является намного более привлекательным – и для квалифицированных специалистов, и для инвесторов. Кроме того, судя по мировой практике, различные системы ведущих вендоров для госсектора – такие как SAP GRC – помогают значительно снизить коррупционные риски.
Сколько-нибудь точно измерить вклад «умных» технологий в экономику городов «вообще» – вряд ли возможно. Все, на мой взгляд, зависит от конкретного города и степени синергии во внедрении различных «умных технологий». Могу лишь привести несколько примеров того эффекта, который дают, судя по нашей практике, внедрения современных ИТ-решений для госсектора. ИТ-технологии в городском хозяйстве дают экономический эффект во всем мире, и нет оснований считать, что Россия будет исключением.
В Манхэттене (Нью-Йорк) при внедрении системы «умного» учета электроэнергии на базе решения SAP HANA каждый дом района был оборудован интеллектуальным счетчиком, отсылающим каждые пять минут данные в учетный центр. При этом муниципалитет, в зависимости от уровня потребления электроэнергии, может выделять зоны различной интенсивности потребления. Это решение экономит Манхэттену до 80 процентов электропотребления.
После внедрения комплекса решений («Управление ресурсами предприятия», «Управление недвижимым имуществом», «Сборы и выплаты в госсекторе» и «Консалтинговые услуги») в Вене, было посчитано, что экономия города составит 2,36 млн евро в год, т.е. весь ИТ-проект окупится за 7 лет, а дальше будет приносить чистую прибыль городу.
Еще один кейс экономической эффективности «городского» ИТ – из ЮАР. Когда там создавали из нескольких ранее отдельных муниципалитетов «Большой Кейптаун» (с чем-то подобным сегодня сталкивается Москва), то стержнем плана создания единой ИТ-системы являлась замена множества «лоскутных» систем единым ERP-решением для управления ресурсами города и специализированным решением для оказания услуг ЖКХ. В итоге резко вырос коэффициент оплаты муниципальных счетов - с 85% до 98% за два года, а экономия составила более 100 млн долларов США.
— Какие основные проблемы строительства умных городов в России вы видите на сегодняшний день?
— Основная проблема, на мой взгляд, в том, что внедрения пока что ведутся недостаточно комплексно, зачастую используя, из-за ограниченности бюджетов, различные «лоскутные» решения, эффективность у которых гораздо ниже, чем у платформенных. Поэтому, пока что, на мой взгляд, настоящие «умные» города могут появиться у нас только при целевой поддержке федерального или регионального правительств – как локальные эксперименты.
Вторая, не менее важная проблема, состоит в том, что в России зачастую механизмы государственно-частного партнерства при создании «умных» городских систем дают сбой – из-за нежелания коммерческих организаций делать «длинные» инвестиции
— Какие инновационные технологии, с вашей точки зрения, будут наиболее востребованы для создания умных городов?
— Важно понимать, что в экосистеме «умного» города нет и не может быть ничего «второстепенного», все взаимосвязано. Так, транспортная доступность влияет на здравоохранение, экологию и безопасность, качество CRM-систем и «мобильность» граждан – на быстрый отклик городских структур в случая повреждения инфраструктуры и тому подобное. Но тем не менее, можно выделить несколько сфер, на которых, без сомнения, будут в ближайшем будущем приходиться основные усилия разработчиков.
Во-первых, сама концепция «умного» города предполагает централизацию управления, как важнейший ее принцип, вместе с необходимостью баланса интересов различных подсистем города – социальной, транспортной, экологической и т.п. Это делает естественно необходимым внедрение платформенных решений по типу ERP. Специализированные «городские ERP», таким образом, станут горячей темой для проектов «умных городов» в России.
Во-вторых, властям города для эффективного принятия решений необходим мощный инструмент аналитики. Нужна система сбора и обработки информации не только по различным отраслям и объектам, демографических и иных данных, но особенно – данных, непрерывно поступающих от всевозможных датчиков, систем геолокации, мобильных устройств и т.п. Все это – так называемые «большие данные», Big Data. Для их анализа должны применяться соответствующие решения, которые у нас, например, представлены на уровне SAP HANA platform.
В-третьих, это мобильные технологии. В России проникновение мобильной связи находится на уровне 156%, а интернета – 51%, причем этот уровень растет на пять-шесть процентов ежегодно. Поэтому развитие мобильных приложений для всех сфер «умного города» вкупе с обеспечением их безопасности, и выработка единых стандартов построения таких приложений для городских нужд – еще одна задача, стоящая перед разработчиками.
— В чем видит в этом контексте свою задачу SAP? Над какими интересными проектами работает компания? Приходится ли работать в этом направлении в партнерстве? С кем?
— Наши главные партнеры в разработке и построении систем «умного города» сегодня – это, разумеется, городские и региональные власти, государственные структуры. SAP давно и достаточно успешно сотрудничает с госорганами разных стран в части разработки и внедрения городских и муниципальных ИТ-решений, и здесь, на мой взгляд, важно то, что мы можем предложить стандартизированные и успешно апробированные технологии.
Успешных примеров в России достаточно, остановлюсь лишь на последних. Совсем недавно мы завершили проект по комплексному управлению мобильными устройствами в Центре информационных технологий Республики Коми. Это позволило властям региона одними из первых в России реализовать модель BYOD (Bring Your Own Device) в практике госструктур, и получать требуемую информацию на 20% быстрее, чем это было ранее и, что главное – в режиме онлайн.
Еще одно интересное решение сегодня внедряется российским офисом SAP для медицинского центра Дальневосточного федерального университета и нескольких московских клиник. Это мобильное приложение, с помощью которого на своем планшете врач клиники или скорой помощи может посмотреть данные о пациенте – от его фото, возраста, возможных аллергических реакций до полной историю болезни. При этом, само приложение может хранить неограниченное количество информации – оно «облачное». В настоящее время это решение работает в Голландии, Испании, Австрии, Швейцарии и вот теперь мы внедряем его и в России. Смежный с этим текущий проект касается управления медицинскими учреждениями в Тюменской области, где все ЛПУ подключены к единой облачной платформе SAP.
Ну и наверное, самый яркий последний пример нашего эффективного сотрудничества с городскими властями был продемонстрирован на прошедшей этой весной выставке Hannover Messe в Германии. Там мы представили свои наработки по проекту «Умная» Москва – непосредственно на стенде правительства города.
Это целый комплекс решений, которые призваны обслуживать такие сферы жизнеобеспечения горожан, как медицина, ритейл, реагирование на чрезвычайные ситуации и энергосбережение. В частности, решение SAP Electronic Medical Record мы предлагаем использовать как основу единой городской электронной карты пациента, доступной медицинским работникам и в ЛПУ, и на их мобильных устройствах.
Проект «Умный магазин» - это своего рода автоматизированный «магазин будущего» (использующий решение SAP Precision Retailing и систему RFID-меток для автоматизации процесса оплаты товаров). Сегодня такой магазин работает в пилотном режиме в столичном офисе X5 Retail Group.
Предложенные на Hannover Messe решения по энергоэффективности дают городу не только точный учет потребления, но и предоставляют городской энергокомпании (как это реализовано, например, в Манхэттене) возможность прогнозирования энергопотребления в зависимости от сезона, текущей погоды и так далее.
Наконец, там же было представлено и платформенное решение «Ситуационный центр», также успешно апробированное в США. Здесь произведена интеграция работы сразу 3 программных продуктов – SAP Citizen Connect, SAP Situational Awareness, SAP City Performance Management. Данная платформа дает возможность любому горожанину оперативно поделиться информацией о происшествии по различным каналам связи, и значительно сокращает время реакции экстренных служб при чрезвычайных ситуациях и происшествиях.
В целом, круг городов, заинтересованных в новых технологиях, по нашим оценкам, растет, и нас очень радует, что государство – в лице и федеральных, и региональных властей, в последние годы зримо переходит от этапа рассмотрения различных вариантов стратегии модернизации городов к реальным и «живым» проектам.