Неразвитость института права в стране делает нас беззащитными. Может ли реализация частного бизнес-проекта подарить россиянам уверенность в равенстве перед законом?
В начале 2013 года в результате слияния компании Advocard Int.Ltd со швейцарской инвестиционной компанией был создан Международный холдинг Reworld Guarantee Group (RGG). Главный проект холдинга — реализация юридического абонентского заочного сервиса.
На наши вопросы о прошлом и будущем проекта отвечает председатель совета директоров Reworld Guarantee Group Тигран Бабаджанян.
Тигран, когда речь заходит о ярком успешном проекте, всегда интересно, как он рождался? Яблоко на голову упало? Вещий сон был?
Идею «скорой юридической помощи» мы подсмотрели в Германии в 2003 году. На тот момент там создавалась служба для помощи бывшим россиянам, переехавшим на постоянное место жительства в Европу. По незнанию местных законов и обычаев наши бывшие соотечественники довольно часто попадали в щекотливые ситуации. Или попросту оказывались обманутыми: не надо думать, что каждый европеец — образец правильности! Словом, такая служба появилась за рубежом фантастически вовремя.
В России ничего подобного не существовало. Более того, в 1990-х годах и создавать-то ее было в принципе бессмысленно: о каких правах мы могли тогда говорить, о какой законности? Страна жила по «понятиям», а не по закону.
К счастью, с началом 2000-х ситуация начала стремительно меняться, Россия все более обретала черты правового государства. Но возможностью жить по закону надо уметь пользоваться. Не знаешь своих прав? И вот ты уже не прав. Даже в той ситуации, где закон на твоей стороне. Перефразируя известную пословицу: незнание — слабость.
Люди — существа социальные. Так или иначе, ежедневно и ежечасно мы входим в те или иные взаимоотношения с другими людьми, с компаниями, с государством. И если в этих взаимоотношениях ты не защищен, с тобой может произойти все что угодно. Поэтому главная цель, которую мы ставили перед собой, создавая наш сервис, — сделать так, чтобы наши клиенты были защищены. Карта Advocard — щит, который дает человеку уверенность, защищает его. Чем больше россиян получат доступ к качественным юридическим услугам, тем меньше будет конфликтов, тем меньше попыток безнаказанно нарушить закон. Когда за тобой стоит целая команда профессиональных юристов, адвокатов, какому разумному человеку придет в голову сделать тебе плохо? К тому же ты сам всегда будешь иметь в виду, что окружающие тебя люди под защитой закона.
Знаете, на какой момент еще хочу внимание обратить? Мы вышли из социализма. Мы дети СССР. И мы жили в мире, где нас защищало государство по любым вопросам. Оно предоставляло нам недостаточно прав, но те, которые все же давало, были реальными. Не стало социализма, исчезла и защита. Получается, нам самим себя надо защищать. Это непривычно. Это непонятно. У многих слово «юрист» вызывает ассоциации исключительно с судебными процессами по уголовным делам. И только наиболее активная часть населения начала задумываться, что юрист может быть очень и очень полезен на самом приземленном, бытовом уровне. Вернуть ботинки в магазин, если они развалились в первый же день, и вернуть без привычной нервотрепки, без необходимости оправдываться и чувствовать неловкость. Приструнить грубого чиновника в паспортном столе. Без взяток устроить ребенка в детский сад. Юридический сервис, который предоставляет «Европейская юридическая служба», — это, по сути, услуга на каждый день. Нельзя ведь жить так, что по средам и пятницам ты под защитой, а по вторникам и четвергам — в состоянии стресса из-за риска.
В России, на Украине, в Казахстане, в Польше, куда мы вот-вот придем с нашим сервисом, — во всех государствах, где мы работаем, мы помогаем власти прийти к торжеству законности.
Может быть, приведете какие-то конкретные случаи, когда люди могли оказаться ущемлены в своих правах или понести финансовые потери только потому, что не знали своих прав, не знали законов?
Есть колоссальное количество таких примеров. Очень распространенная ситуация — бодания вокруг завышенной квартплаты. По опыту, по практике скажу — миллионы россиян переплачивают миллиарды рублей за услуги ЖКХ. И все это регулируется таким количеством подзаконных, а по сути — незаконных актов, что самостоятельно, без помощи юриста, не разобраться и ничего не доказать. Мы помощь в подобного рода ситуациях поставили буквально на поток. И вот, что и смешно и грустно. Наши клиенты потом перезванивают, чтобы поблагодарить, и рассказывают: расценки на коммуналку персонально по нашей квартире коммунальщики снизили, но соседям просили не говорить — и продолжают действовать в том же духе в отношении соседей!
Закон вроде бы один. Но на практике на «соседа» он часто не распространяется.
Короткий лобовой вопрос: что вы считаете основным преимуществом вашего холдинга Reworld?
На сегодняшний день у нас около 50 тыс. постоянных клиентов — огромное количество. И это — дополнительное для нас преимущество даже не в смысле зарабатывания денег. Представляете, какой опыт приобретают наши юристы, работающие с такой клиентской базой? Да, многие из наших юристов — это люди, которые окончили Московскую юридическую академию, МГУ, Академию правосудия, стажировались в России и за рубежом, это очень важно. Но, работай в самой престижной адвокатской конторе, они не наработали бы столь объемного портфеля положительных, успешных кейсов, по сути — выигранных дел. За несколько месяцев наши юристы приобретают опыт, который получают за годы своей работы, а может, и вообще не получают за все годы работы, как я уже говорил, юристы в других компаниях. Не потому, что они плохие или хорошие, просто нет такого количества запросов, как у нас.
Результат: не существует вопроса, который поставил бы юристов «Европейской юридической службы» в тупик. По какому бы вопросу человек ни позвонил, он сразу будет обслужен на самом высоком уровне. Причем круглосуточно, в любое время дня и ночи, в любой точки России, Украины, Казахстана — этого тоже нет ни у кого, это уникально.
Кстати, когда мы начинали, у нас было порядка 5% клиентов, недовольных результатом работы. Сегодня — менее 0,3%. Это здорово, классно, я считаю. Высокий показатель лояльности клиентов — достижение, которым мы гордимся.
А кто ваш клиент? Можете нарисовать коллективный портрет?
Это активные, самостоятельные люди, которые хотят жить в удовольствие, чувствовать себя защищенными каждую минуту. Люди, которые себя любят и ценят. И еще они понимают: каждый должен заниматься своим делом. Зачем лезть под капот, если есть автомеханик? Зачем чинить розетку, если есть электрик? Зачем спорить с ГИБДДшником, если юрист построит его по стойке смирно в две минуты?
Вы нарисовали портрет типичного представителя среднего класса. Но, наверное, менее других защищены законом те, кто имеет небольшой уровень дохода.
Чтобы было понятно, есть несколько разновидностей карт Advocard стоимостью от 4 тыс. до 70 тыс. рублей за годовое обслуживание. Самые дорогие рассчитаны на предпринимателей, которым необходим максимальный уровень защиты. Но это не означает, что более дешевые карты не так хороши. Просто, допустим, студенту не нужны лишние опции: он не общается с налоговой, ему не грозят рейдеры. Есть специальные тарифные планы для автомобилистов. И так далее. Мы делаем все, чтобы наши потенциальные клиенты платили именно за то, что им необходимо. Именно потому, наши услуги имеют массовую доступность.
Знаете, что меня немного смущает? Некая обезличенность услуги, некий юридический конвейер, когда ты не знаешь ни имени своего адвоката, ни его лица.
А как в начале XX века относились к автомобилям, произведенным на конвейере? Боюсь, не очень хорошо. Довольно долго считалось, что ручная сборка качественнее, лучше. Как-то не принималось на первых порах в расчет, что автомобиль с конвейера дешевле, при этом очень хорошо работает, ничем не хуже, а даже лучше hand made. Но люди с трудом меняют привычки. Если появляется что-то новое, то к этому новому относятся поначалу настороженно — это совершенно нормальное явление. Поэтому давайте оценивать по результату.
Смущает и то, что модель продаж услуги строится по принципам сетевого маркетинга…
Вся разница сетевого маркетинга от традиционного бизнеса заключается только в системе организации продаж. Хлеб лучше продавать традиционно. Все знают, что такое хлеб — никаких вопросов. Но если речь идет об уникальном продукте и услуге, людям надо предельно четко и понятно объяснить, за что конкретно они платят, и какие выгоды в итоге обретут. Чем, собственно, и занимаются наши консультанты — люди, которые сами активно пользуются услугами компании, изучили их на собственном опыте.
Вот и вся разница.