— Наша гипотеза в том, что, как только Олимпиада будет закончена, туризм снова выйдет на первый план в экономическом развитии Краснодарского края. Как бы вы охарактеризовали стадию развития, на которой он находится?
— Главное в том, что туризм и не уходил на задний план: у нас есть утверждённая стратегия развития региона, есть реализующиеся программы — региональные и федеральные. Мы сейчас находимся в состоянии роста всех основных показателей — количества отдыхающих, налоговых поступлений в консолидированный бюджет. В частности, по данным Росстата, в 2012 году на курортах края отдохнуло свыше 11,3 миллиона человек. Рост небольшой — 1,4 процента. Но надо учитывать, что мы получили отток неорганизованного сектора туризма в связи с наводнением летом прошлого года. Этот сегмент турпотока, по оценке министерства, составил 8 миллионов человек, что на 2 процента меньше, чем годом ранее. В то же время в организованном секторе — в гостиницах, санаториях, пансионатах и на базах отдыха — в 2012 году побывало на 10,3 процента больше людей, чем в 2011 году — всего 3,3 миллиона человек. Мы прогнозируем, что к 2017 году наш турпоток вырастет до 12,5 миллиона.
Жаркая пора в Сочи
— Сочи за последние годы перестал ассоциироваться с недорогим, не очень стандартизированным отдыхом. Кажется, что город, который теперь обзавёлся олимпийской инфраструктурой, перешёл в другую категорию. Может быть, это теперь курорт, который привлекателен не столько для туризма, сколько для жизни?
— Безусловно, город стал гораздо привлекательнее для жизни, он полностью обеспечен электроэнергией. Последние 60 лет там не могли полностью решить вопрос с канализацией — теперь это сделано. Появились новые районы с отелями категории трёх «звёзд», где будет очень хорошо отдыхать. Продолжит расти и количество отдыхающих. Из регионального летнего курорта Сочи превратился во всесезонный многофункциональный спортивный, деловой, культурный и туристский центр международного класса с современной инфраструктурой. А благодаря Играм Сочи станет первым городом в России, где инфраструктура будет полностью приспособлена для людей с ограниченными физическими возможностями. К 2014 году Сочи получит дополнительно 20 тысяч новых современных гостиничных мест. Этот аспект является крайне важным для создания в Сочи круглогодичного курорта мирового уровня. В Красной Поляне уже построено четыре горнолыжных комплекса, которые обеспечат загрузку курорта и в зимнее время.
Повышению привлекательности для туристов поспособствует и обязательная классификация гостиниц в Сочи. Сейчас у нас жаркая пора — мы стараемся выявить собственников средств размещения, у которых ещё не появились «звёзды», и используем всяческие меры воздействия на них. Ведь сейчас какая ситуация — есть, например, санаторий на 50 номеров, классифицированный на уровне трёх «звёзд», налоговых платежей он вносит около трёх миллионов в год, а рядом стоит частный дом, в котором тоже 50 номеров, но собственник говорит, что у него живут родственники, что его жилище не должно соответствовать нормам Роспотребнадзора и Госпожнадзора; налогов он платит во много раз меньше или вообще не платит. И получается, что он за счёт демпинга не даёт работать конкурентам, которые прошли классификацию, предоставляют услуги высокого качества и платят налоги. Либо мы защитим тех, кто нормально работает, либо они построят на своей территории такие же частные дома-гостиницы и перестанут платить налоги.
— А как реально бороться с теми, кто не хочет выходить из тени?
— У них отключают свет, воду, потому что они их потребляют в 50 раз больше положенного. В Сочи сейчас идут серьёзные процессы — идут тихо, но жёстко. Там налицо слаженная работа всех структур — полиции, Роспотребнадзора, государственной пожарной службы, прокуратуры, налоговой службы. Создано несколько рабочих групп по вопросам контроля, строительства, мониторинга средств размещения и экскурсионной деятельности. Вот у нас только что прошло заседание рабочей группы по подготовке номерного фонда для олимпийцев. У нас 183 гостиницы, в которых будут жить олимпийцы, из них было семь отказников — тех, кто не хочет проходить классификацию. Сама стоимость процедуры классификации зависит от уровня гостиницы. К примеру, для мини-отеля цена варьируется от 15 до 20 тысяч рублей. После совещания отказников осталось четыре. Эти гостиницы будут закрыты.
— В Сочи пока проклассифицирована только половина гостиничного фонда. Что делать с теми, кто не хочет получать никаких «звёзд»?
— Это последовательная работа. Градостроительный кодекс говорит, что частный дом предназначен для проживания одной семьи. Сначала приходят службы, фиксируют превышение, берут объяснения, выносят предупреждение. За последние два года все частники были предупреждены многократно. В следующий раз фиксируется факт незаконного ведения предпринимательства, возбуждается уголовное дело. По состоянию на июль в прокуратуру поступило более 200 дел, из них в суд передано уже свыше 70.
А сейчас губернатор края выступил с инициативой, чтобы обязательная классификация средств размещения действовала для всей территории Кубани. Также внесены изменения в действующее федеральное законодательство — с 1 июля 2015 года во всех регионах, где будут проводиться матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, будет также введена обязательная классификация.
— А сколько времени нужно на классификацию всех краевых средств размещения?
— Я думаю, что за два года это можно сделать. Эксперты и профессиональные организации есть. Самая большая проблема — желание собственников.
Как управлять потоком
— Получается, что в последние годы для вас всё-таки не рост главное, на первом месте — качественный скачок.
— Конечно!
— А как вы его измеряете? К чему стремитесь?
— В крае сейчас 1800 средств размещения, в каждом из которых работают 50–100 служащих, и 16,5 тысячи мини-гостиниц и квартиросдатчиков. Из 5 миллиардов рублей налоговых поступлений на эти 1800 приходится 90 процентов. Мы имеем огромный потенциал роста — с одной стороны, налоговой базы, с другой — качества услуг. В сфере сбора налогов по отрасли мы растём на 10–15 процентов в год. Это связано и с вводом в эксплуатацию новых объектов, и с классификацией. Мы ожидаем, что классификация выведет из тени тех, кто вообще ничего не платит. По нашим подсчётам, существует резерв как минимум около 30 процентов от того, что мы сегодня собираем по отрасли.
А проблема качества выглядит следующим образом. Представьте, что вы житель отдалённого региона, который в интернете нашёл информацию о черноморском отеле, скажем, «Ветерок». Там написано: все удобства, от моря 50 метров и достаточно высокая цена. Вы делаете предоплату, приезжаете, и оказывается, что до моря километр, рядом свалка, внизу всю ночь играет дискотека, а с другой стороны жарят шашлык — и дым идёт вам в окна. Это я цитирую некоторые жалобы, которые к нам приходят. А рядом стоит четырёхзвёздный отель, в котором дешевле. Вы идёте туда, но там, конечно, всё занято, потому что летом сюда приезжает в два раза больше людей, чем мы можем разместить. Вы стали жертвой обмана потребителя. Если бы вы видели рекламу отеля и в ней была информация о том, что у отеля две «звезды», а при этом цену он бы просил, как за четыре, то вы вряд ли туда поехали бы. С другой стороны, и собственник, имея две «звезды», был бы вынужден снижать цену. Стандартизация позволит давать людям реальную картину — в этом суть происходящих изменений. Мы за то, чтобы развивался как организованный, так и неорганизованный туризм. Пусть строят все, но по нормам.
— А в сфере продвижения у вас стратегия заключается в том, чтобы информация о стандартизированных предложениях вытеснила всю остальную?
— Вы абсолютно правы. Человеку нужно знать, что он должен зайти на сайт Kurortkuban.ru, если захотел поехать на курорты Краснодарского края. Кроме того, Ростуризм создал реестр надёжных туроператоров. Если вы хотите куда-то полететь, вам лучше убедиться, что ваш оператор в этом списке есть. По распоряжению губернатора были созданы несколько краевых реестров — реестры надёжных средств размещения, качественных пляжей, кемпингов, турфирм. В этом году мы сделаем единый реестр, более удобный интерфейс. Если вы живёте в Якутии, вы можете зайти и посмотреть, кто у нас на побережье работает, например, с бюджетом по программам оздоровления детей. И вы найдёте санатории, которые заведомо соответствуют необходимым требованиям.
У нас есть единая стратегия продвижения курортов края. Во-первых, имиджевый блок — реклама бренда «Курорты Краснодарского края». Мы знаем, что на эту тему возникают анекдоты, но это обязательно надо делать. Второе направление — продвижение санаторно-курортного комплекса. Дело в том, что такого понятия, как «санатории», за рубежом нет, SPA — это несколько другое. Третье направление — продвижение событийных мероприятий. Скоро у нас в крае пройдёт Сочинский инвестиционный форум — это сейчас очень раскрученная тема. Далее, есть направление активных видов туризма. И отдельно — работа с крупными турагентами и туроператорами, как правило, московскими, которые закрывают большой объём рынка курортов Краснодарского края. Они заранее выкупают большие блоки мест и гарантированно их продают. С ними очень удобно работать.
— То есть цель повысить долю организованного отдыха всё-таки существует. Какие-то измеримые цели в этой сфере ставятся? В прошлом году 8 миллионов туристов — это неорганизованный сегмент, 3,3 миллиона — организованный. Как будет меняться это соотношение?
— Реально мы можем ставить задачу увеличивать организованный сегмент примерно на 3–5 процентов в год. Ведь есть ряд объективно сдерживающих рост причин. Например, стоимость авиаперелётов. Если вы летите в Турцию или Египет, то ваш авиаперевозчик не платит НДС, а внутри страны все перевозчики его платят. Вообще наша основная проблема — большая доля транспортной составляющей в стоимости путёвки. Есть регионы, где она доходит до 70 процентов — это уму непостижимо. Губернатор обратился к президенту и правительству РФ — мы в этом объединились со Ставропольским краем — с просьбой о субсидировании авиаперевозок для ряда регионов. Регион готов софинансировать такую субсидию. При этом летом люди едут и так — мы говорим о межсезонье, когда санатории заполнены не на 100 процентов. Если вы живёте где-нибудь в Ярославле, то почему бы вам в октябре не слетать подлечиться — в это время у нас ещё купаться можно. Предложения губернатора были приняты, но поначалу только по направлению в Сочи; сейчас в постановление правительства добавлены также аэропорты Анапа и Геленджик. Просим также добавить Краснодар, так как через город проходит огромное количество отдыхающих.
Стоимость кресла в самолёте на маршруте Москва — Краснодар в межсезонье 3–5 тысяч рублей, а сейчас вы меньше 10 тысяч не найдёте. А есть периоды, когда цены ещё выше. В высокий сезон перевозчики педаль держат до пола. Но в то же время говорят: если ты мне гарантируешь, что на этом направлении я в течение года перевезу 50 тысяч человек, то я ставлю два самолёта по фиксированной цене. Но пока нет такого органа, который может им гарантировать это.
— Тогда как выстроить долгосрочные отношения?
— Выход — работать с туроператором, который знает, сколько и на каком направлении он сможет продать. По этому пути мы сейчас и пошли. По инициативе нашего министерства достигнута договорённость с РЖД о снижении цен на пассажирские перевозки. Сейчас совместно с туроператорами разрабатываются туры, где стоимость проезда будет уменьшена на 30-40 процентов. Уже этой осенью такими предложениями смогут воспользоваться отдыхающие. Отделение РЖД, ОАО «Федеральная пассажирская компания», и «РЖД Тур» заключили соглашение с министерством курортов и туризма Краснодарского края, сетью «Магазин горящих путёвок» и сочинским туроператором «Планета Сочи» о развитии туризма в крае. Это первое соглашение ФПК и «РЖД Тур» с представителями туристского сообщества, направленное на долгосрочное сотрудничество. Туроператор гарантирует объёмы перевозок, делает предоплату по низкой цене. Перевозчик гарантирует наличие в высокий сезон мест по той цене, по которой они договорились. А мы следим, чтобы каждый выполнял свои обязательства, при этом подключаемся к продвижению. Прогнозирование для всех выгодно. Если туроператор находится в реестре, если он готов привозить в Краснодарский край больше туристов, мы готовы заключать с ним соглашение и включать административный ресурс. Такие соглашения — наши меры стимулирования рынка, которые в ряде случаев направлены на то, чтобы как-то нейтрализовать допускаемую нашим законодательством политику двойных стандартов.
— А меняется как-то облик туриста с ростом доли организованного туризма? В Абхазии тоже есть поток туристов, но местные бизнесмены жалуются, что это очень бедный поток. И такой поток ведь уже вряд ли поедет в Сочи.
— Это миф. Мы регулярно проводим различного рода полевые исследования. Они показали, что у нас в 2011 году 14 процентов туристов не смогли потратить здесь и половины денег, которые привезли с собой, — просто очень мало мест для развлечений. А в 2012 году таких людей было уже 20 процентов. Губернатор дал чёткие указания, что необходимо стимулировать рынок, строить новые гостиницы, объекты турпоказа и развлечений. У нас единовременно могут разместиться не более 600 тысяч человек. А нам нужно в два раза больше мест размещения, чем мы сегодня имеем. Увеличение количества мест размещения — это работа на долгие годы, и мы последовательно этим занимаемся.