— Каковы показатели корпоративного сегмента: наблюдаете ли вы торможение темпов роста кредитования, как это происходит в целом по стране?
— Действительно, кредитование растёт сейчас не слишком активно. Но темпы роста корпоративного сегмента стали замедляться не сегодня и не в этом году. Этот процесс начался раньше, и сейчас мы наблюдаем если не стагнацию рынка, то существенное замедление его динамики. При этом каждый сегмент экономики развивается по-своему. Например, быстро растёт малый и средний бизнес; рынок факторинга растёт темпами, превосходящими 30 процентов, что существенно больше, чем рост рынка корпоративных кредитов — хотя и не так быстро, как год назад.
— Как вы оцениваете конкурентную среду в регионе: ощущает ли банк влияние новых игроков, МФО, работающих в рознице и сегменте МСБ?
— Я бы не сказал, что появились новые игроки в розничном сегменте или МСБ. Все те, кто заявлял свои амбиции ещё в 2010–2011 годах, уже работают. Сейчас мы наблюдаем усиление специализации игроков по конкретным сегментам, поскольку все понимают, что нельзя быть сильным везде. Нельзя сбрасывать со счетов и ограничения ЦБ в области кредитования розницы. Те банки, которые начали заниматься розницей, но не добились существенных успехов, в ближайшее время закроют свой бизнес и начнут искать новые ниши для работы.
В целом, конкурентная среда в ЮФО качественная, много сильных игроков, в том числе местных. Это связано с тем, что регион сам по себе довольно привлекательный и является точкой роста для всей экономики страны.
— В нынешнем рейтинге крупнейших компаний ЮФО мы отмечаем, что порядка 40 процентов прибыли приходятся на первую десятку компаний: это сырьевики и «Магнит». Как вы считаете, есть ли на Юге другие точки роста? Что нужно сделать для того, чтобы они сработали?
— С учётом близости Новороссийского морского торгового порта, помимо признанных лидеров рынка, прогрессивными точками роста на юге России являются компании, которые активно участвуют во внешнеэкономической деятельности. В этом ряду стоят импортёры товаров, от производителей бытовой техники до тех, кто изготавливает средства защиты растений, а также экспортные компании — зернотрейдеры и предприятия, занимающиеся производством оборудования.
Промсвязьбанк стимулирует развитие таких компаний в рамках линейки продуктов международного финансирования, в частности, торгового финансирования импорта, международного факторинга, долгосрочного финансирования под гарантии экспортных кредитных агентств и других.
— Каков ваш прогноз по поводу развития банковской отрасли региона в 2014 году? Какие события в законодательной сфере, в отрасли, окажут наиболее значительное влияние на неё?
— Не думаю, что прогноз развития банковской отрасли ЮФО в 2014 году будет сильно отличаться от общероссийского. Всё-таки регулирование у нас происходит на макроуровне. Вероятно, события в законодательной сфере будут связаны с политикой ЦБ в сфере ограничения темпов роста розничного кредитования. Соответственно, у той части банков, которые занимаются исключительно розничным бизнесом, сократится база доходов. Их риск-модели также будут пересмотрены: они не смогут своими сверхдоходами и высокими ставками покрывать резервы, создаваемые под эти кредиты.
— Какие инструменты, по вашему мнению, могут задействовать региональные власти и муниципалитеты для стимулирования роста региональных экономик и, соответственно, повышения запросов на кредитные средства?
— В первую очередь, развитию региональной экономики может помочь прозрачность доступа к государственным и муниципальным заказам. Это подстегнёт и спрос на товары и услуги. И чем более понятными будут правила участия и доступ предприятий к торгам, конкурсам, аукционам, тем эффективнее и интенсивнее предприятия станут использовать свои ресурсы, в том числе кредитные. Другой действенный инструмент — механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для социально значимых отраслей региона, а также для поддержки малого и среднего бизнеса.
Важно также эффективно использовать механизм гарантий через фонды по поддержке МСБ либо государственных гарантий через поддержку значимых для региона крупных инвестиционных проектов. Необходимо понимать, что темпы роста кредитования напрямую зависят от развития экономики. Российская экономика определяется скорее спросом, чем предложением. Этот спрос формирует государство — в основном через крупнейшие инфраструктурные предприятия. А поскольку спрос со стороны таких организаций, их подрядчиков и субподрядчиков упал, мы видим замедление экономики. Сейчас практически каждое предприятие закладывает в свою бизнес-модель более пессимистический прогноз развития.