Сегодня главная проблема многих крупных международных аэропортов — неожиданно резкое увеличение объема воздушного трафика. При планировке многих терминалов рассчитывали, что трафик будет увеличиваться плавно, но не учли эффект «революции бюджетных авиалиний». Запланированное постепенное увеличение площадей уже не спасает, требуется делать крупные вложения незамедлительно. Однако помимо того, что получить большой объем инвестиций за короткий промежуток времени нелегко, возникает еще одна сложность: всегда есть опасность, что вы неправильно распознали тренд — рост может замедлиться, и эти инвестиции окажутся лишними. О том, как с этими проблемами справляются в Сингапуре, рассказывает Лианг-Сонг Лим, глава международного подразделения компании Changi Airports, управляющей аэропортом Чанги.
— Ваша компания, кажется, не слишком угадала с трендом, иначе зачем сносить только что построенный бюджетный терминал?
— Бюджетные компании обычно просят построить им самый простой терминал, им не нужны дорогие услуги, кафе, магазины и прочее. Проблема в том, что, как только появляется такой терминал, авиакомпании понимают, что издержки снизились и можно расширяться. Полагаю, что сегодня все недооценивают степень распространения бюджетных авиалиний в Юго-Восточной Азии. Неудивительно, что терминал, который мы построили, не смог обслуживать сильно возросший объем лоукостеров. Поэтому коллеги решили, что, поскольку этот терминал слишком маленький, нам нужно построить более крупный. Но дело не только в размере, надо еще подумать над стратегией. Ожидают ли пассажиры чего-то большего, чем самый простой терминал «без излишеств»? Многие летают обычными авиалиниями в командировки и бюджетными — в отпуск за свой счет. Но они все равно ожидают чего-то более или менее соответствующего обычным авиалиниям: комфорта, беспроблемной поездки. Поэтому аэропорт Чанги решил превратить бюджетный терминал во что-то большее, чем то, что было раньше. В новом терминале Т4 будут магазины, закусочные, что сделает его посещение более приятным для пассажиров.
— Повысит ли это цены на билеты лоукостеров?
— В результате получится что-то среднее между бюджетным терминалом и привычным терминалом класса «люкс», так что определенное повышение цен будет.
— Для авиакомпаний это выйдет дороже?
— Немного дороже. На самом деле сборы аэропорта очень небольшие, это около трех процентов общей стоимости билета. Если я назову точную цифру, авиалинии могут очень обрадоваться, но пока строительство не закончено и мои коллеги не определились со стоимостью.
— Но для бюджетных авиалиний аэропорт все же остается прежде всего обрабатывающим центром?
— Нет, улучшения заметны. Когда все только начиналось, пассажиры на бюджетных авиалиниях ожидали, что к ним будут относиться, как к скоту, почему-то они даже особо не возражали, когда с ними так обращались. Однако и в Европе, и в Латинской Америке, и в Азии пассажиры, летающие на лоукостерах, делают это не в первый раз. И здесь уже работает привычка, людям непросто убед