Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Быстрый и крупный


В российской практике решения крупных федеральных холдингов размещать свои штаб-квартиры в регионах обычно носят политический характер. Случай с сетью АЗС «Газпром», которая управляется из Ростова-на-Дону, похоже, является примечательным исключением — на первом плане здесь явно находятся экономические соображения, а также такое значимое обстоятельство, как наличие профессиональной региональной команды.

Чтобы понять, почему именно Ростов-на-Дону стал центром федеральной сети заправок «Газпрома», нужно вернуться в 2006 год, когда одна из газпромовских структур — ОАО «Газэнергосеть» — приобрела одну из крупнейших в ЮФО сетей АЗС, компанию «Инвестпром», входившую в ростовский концерн «Стелла». Стоимость покупки «Инвестпрома» оценивалась в 100 млн долларов — на тот момент это была крупнейшая сделка за всю историю донского бизнеса. В качестве базы для экспансии «Газпром» получил не только материальные активы, три нефтебазы и 25 АЗС в Ростовской области и Краснодарском крае, но и команду управленцев во главе с Алексеем Фроловым, который теперь стал развивать на юге России сеть АЗС «Газпром».

Вскоре после этого началась активная федеральная экспансия сети — в настоящий момент под управлением образованного в 2010 году ТД «Альфа-Трейд» находится порядка 480 современных автозаправочных комплексов в 24 регионах России. Всего за три года выручка компании выросла почти в 13 раз, что позволило ей вплотную подобраться к первой тройке крупнейших предприятий ЮФО и внести заметный вклад в увеличение доли ТЭК в совокупной выручке «высшей лиги» южного бизнеса. В ближайшие годы быстрый рост, скорее всего, продолжится, хотя, по словам Алексея Фролова, главный акцент теперь будет делаться не на скорости экстенсивного развития сети, а на увеличении операционной эффективности. Именно здесь заложены резервы для дальнейшего наращивания финансовых показателей «Альфа-Трейда».

Стратегия экспансии

— Ваша компания ворвалась в первую пятёрку крупнейших предприятий ЮФО за очень короткое время. Какими факторами был обусловлен столь стремительный рост? Прогнозируете ли вы сохранение такой же динамики и дальше?

— Основной драйвер роста выручки — бурное развитие нашей розничной сети. Мы и сейчас сохраняем высокие темпы роста выручки, открывая больше ста АЗС в год. Конечно, с каждым годом становится труднее выбирать объекты для приобретения и места для нового строительства, но мы активно используем новые приёмы увеличения операционной эффективности.

— Каковы были основные аргументы руководства «Газпрома» при принятии решения о размещении управляющей компании собственной сети АЗС именно в Ростове-на-Дону?

— Первые активы, которые были приобретены в 2006 году «дочкой» «Газпрома», компанией «Газпром газэнергосеть», располагались в Ростовской области и в Краснодарском крае. Управляющая компания также расположилась на Юге — большинство менеджеров пришли из компании, управляющей ранее приобретёнными активами. Менедж­менту удалось действовать очень эффективно, что убедило собственника продолжить развитие, не меняя команды.

— Как вы оцениваете эффект от этого решения для экономики Ростовской области?

— Безусловно, это большой плюс для любого субъекта федерации — иметь на своей территории компанию федерального масштаба. Только в 2012 году мы заплатили более миллиарда рублей налоговых отчислений, из которых свыше 60 миллионов уплачены в региональный бюджет Ростовской области. Кроме этого, 15 процентов от общего количества наших АЗС расположены в Ростовской области — это около тысячи рабочих мест в экономике Дона. Многие рабочие места, созданные нашей компанией, требуют очень высокой квалификации — за них конкурируют между собой соискатели со всей России.

— Какие задачи по наращиванию финансовых показателей и расширению сети АЗС компания ставит на ближайшие годы?

— Сегодня мы переносим акценты с экстенсивного развития на увеличение операционной эффективности действующей сети. Здесь существует огромный потенциал для развития. Во-первых, это внутренняя структура доходов: в Европе доходы от реализации сопутствующих товаров на АЗС часто превышают доходы от реализации собственно топлива. Это заставляет нас предлагать новые сервисы, расширять ассортимент товаров, экспериментировать с форматами торговых залов — мы точно знаем, что в этом направлении нам есть куда расти. Во-вторых, это оптимизация расходов. Здесь также скрыты огромные возможности. Например, наша компания является одним из пионеров на рынке автоматических заправочных станций, которые функционируют без постоянного обслуживающего персонала — сейчас у нас крупнейшая в России сеть таких АЗС. Весь процесс заправки автомобиля, включая плату за топливо, производится покупателем самостоятельно, без участия человека со стороны заправочной станции. Это своего рода заправка-робот. На таких заправочных станциях мы держим цены, которые существенно ниже цен на наших «традиционных» станциях. В качестве премии за пользование новыми технологиями наш покупатель получает существенно более низкую цену: в отдельных случаях разница цен на таких заправках по сравнению с нашими традиционными станциями достигает полутора рублей за литр топлива. Но за счёт экономии на фонде оплаты труда и прочих расходах экономическая эффективность таких станций выше.

Региональные приоритеты

— Какие объективные ограничения дальнейшего быстрого роста сети существуют в данный момент?

— Всё, что нас сдерживает сегодня, — это ограниченность количества интересных объектов для приобретения и мест для строительства новых станций в традиционных для нас регионах присутствия. Выход в новый регион — очень ответственный шаг, такие решения мы всегда принимаем, опираясь на результаты большой работы по изучению новых рынков. Сегодня у нас — как, впрочем, и всегда — существуют смелые планы развития, но мы обычно не озвучиваем такие планы до начала их реализации.

— Как принимаются решения по вхождению в тот или иной регион? Насколько значимым фактором при этом является уровень проникновения других федеральных сетей АЗС?

— Уровень проникновения федеральных сетей является одним из факторов, но, пожалуй, не самым важным. Мы много внимания уделяем сплошному покрытию федеральных трасс своей сетью, поскольку это в полной мере соответствует интересам наших корпоративных клиентов и ведёт к росту реализации не только в новом регионе, но и в уже имеющихся. Такая стратегия также укрепляет отношения с клиентами-физическими лицами, поскольку минимизирует риски их перехода к нашим конкурентам. Конечно, не менее важным является и уровень развития промышленности и торговли в новом регионе, его нахождение в цепи основных федеральных транспортных потоков.

— Какую долю розничного рынка моторного топлива в регионах присутствия в настоящее время занимают АЗС «Газпром»?

— Мы оцениваем свою долю рынка в регионах присутствия в среднем в 25–30 процентов. В отдельных регионах этот показатель доходит до 40 процентов. Динамика значительно меняется от региона к региону. В одних случаях быстрый рост обусловлен недавним приобретением новой сети, в других же существенно меньшие показатели имеют для нас огромную ценность, поскольку мы добиваемся их за счёт увеличения эффективности уже имеющихся станций. Эти показатели неинтересно изучать сами по себе, в отрыве от причин, их обуславливающих.

— В каких регионах компания сейчас ведёт наиболее активную экспансию?

— Сегодня наша сеть в России насчитывает уже свыше 480 заправочных станций. У нас очень прочные позиции на юге России, поэтому программа экстенсивного развития затрагивает этот регион в наименьшей степени. Экстенсивно мы по-прежнему растём в центральной России, постепенно продвигаясь на запад и на восток от центра. В прошлом году мы зашли в Самарскую область, не так давно пришли в Смоленскую область, также развиваем свои активы в Башкортостане, Оренбургской области, Удмуртии.

— Планируется ли развитие сети в республиках Северного Кавказа, традиционно относящихся к сфере влияния «Роснефти»?

— Мы активно работаем в этом направлении. Например, сеть АЗС «Газпром» в Северной Осетии уже является в республике безусловным лидером по объёмам реализуемого топлива, оставив далеко позади, по нашим оценкам, упомянутую вами компанию.

— Какие перспективы на юге России вы видите в сфере развития сети газовых АЗС?

— Мы внимательно следим за усилиями правительства страны в области продвижения газовых заправочных проектов. Сегодня определённые надежды возлагаются на метановые заправки, которые ещё предстоит построить в большом количестве; важно создать спрос на этот продукт через массовое переоборудование автомобилей. Более популярные пропан-бутановые заправочные станции переживают сегодня не лучшие времена — спрос на этот продукт заметно ослаб в процессе реализации государственной программы утилизации старых автомобилей, многие из которых использовали как раз этот вид топлива. В целом я смотрю на этот рынок осторожно, не советую принимать быстрых решений сегодня: ключевое значение в этой сфере играет позиция правительства и его действия. Какими будут эти действия, нам ещё предстоит увидеть.

От насыщения — к консолидации

— Как вы оцениваете уровень насыщенности розничного рынка топлива на юге России современными автозаправочными комплексами? Можно ли утверждать, что быстрый рост сети АЗС «Газпром»  это показатель того, что степень проникновения современного формата топливной розницы ещё сравнительно невелика?

— Я считаю, что рынок насыщен, но не консолидирован. Доля ВИНКов будет увеличиваться ещё какое-то время, в основном за счёт поглощения небольших игроков. Однако нужно смотреть вперёд: уже в обозримом будущем основная борьба развернётся за качественные показатели — новые сервисы, эффективность логистики, долгосрочные топливные контракты с фиксированной формулой цены, новые технологические решения. По каждому из этих направлений мы уже сделали упреждающие шаги, и наша стратегическая задача — сохранить это преимущество в будущем, когда развернётся настоящая борьба за эффективность.

— Какие инструменты борьбы за клиента в рознице, помимо ценовых, сегодня использует ваша сеть? Какое значение имеют при этом программы лояльности для клиентов?

— Я уже говорил, что мы активно работаем в направлении улучшения сервиса на наших АЗС — вводим новые услуги, расширяем ассортимент товаров. Сегодня на многих АЗС можно, помимо заправки топливом, пообедать, приобрести товары в дорогу, принять душ, вашему автомобилю бесплатно проверят давление в шинах и протрут стекла. Вы правильно обратили внимание на программу лояльности: наша сеть АЗС — одна из немногих крупных сетей, сохранивших у себя накопительную дисконтную программу. Владельцы наших карт получают скидку на топливо сразу в момент заправки, тогда как большинство других крупных сетей предоставляют своим покупателям безликие бонусы вместо скидки на топливо. Мы внимательно изучили плюсы и минусы нашего подхода и приняли решение пока воздержаться от перехода на бонусную программу лояльности, считая наши правила игры более честными по отношению к покупателю и понятными ему.

— В какой степени в ценовой политике на юге России вы зависите от перерабатывающих мощностей «Газпромнефти», которые расположены довольно далеко от нашего региона?

— «Газпромнефть» — одна из «дочек» ОАО «Газпром», которая развивает свою сеть АЗС. К заправкам «Газпром» эта компания отношения сегодня не имеет, а у ОАО «Газпром» есть ряд нефтеперерабатывающих заводов, не являющихся собственностью ОАО «Газпромнефть». Например, в ЮФО расположены предприятие «Газпром добыча Астрахань» и крупный Астраханский газоперерабатывающий завод, производящий в том числе автомобильные бензины и дизельное топливо. Наша компания реализует через свои АЗС значительную долю продукции этого предприятия. Кроме этого, мы закупаем топливо на других заводах «Газпрома» — Сургутском и Салаватском. С точки зрения логистики, такое расположение удобно, наши перерабатывающие мощности расположены не менее выгодно, чем предприятия «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти». 

График При сохранении темпов роста выручка компании в следующем году может приблизиться к 100 млрд рублей