– Идея российского финала 2013 года – Invent the future! – она из Америки или ваша собственная?
– Наша. Все страновые офисы сами определяют тему своих конкурсов. Мы считаем, что нет лучшего способа заглянуть в будущее, чем придумать его самим. Я просил жюри отдавать предпочтение тем из 350 присланных нам проектов, которые в ближайшие 3-5-10 лет могут стать частью нашей жизни. Что они и сделали.
Посмотрите, как много интересных проектов было в финале: здесь и продвижение товаров с помощью запахов, и модульные здания, и строительство домов из пластиковых отходов. Уверен, что по стопам этих ребят устремятся десятки, сотни и тысячи бизнесменов.
– Но у нас будущее принято связывать прежде всего с развитием IT-проектов. Однако победителем российской GSEA стала вовсе не IT-компания, а новосибирская фирма по изготовлению модульных строений. Почему?
– Технологических проектов в России достаточно много. Они обычно доминируют на конкурсах, но пока не так много места занимают в нашей повседневной жизни и лишь отчасти определяют наше ближайшее будущее.
Главное – то, что объединяет все эти проекты и их создателей. Эти ребята, которым по 25-27 лет, не связаны с теми чиновничьими или бандитскими структурами, с которыми приходилось да и приходится иметь дело большинству российских бизнесменов. Они не дают взяток, они не платили ментам и даже не понимают, зачем мы это делали.
Не случайно в прошлом году победитель российской GSEA попал в пятерку лучших предпринимателей мира.
– Кстати, о прошлом. Среди победителей российского этапа GSEA были и бизнесмены с неоднозначной репутацией. Например, Петра Осипова, руководителя и создателя так называемого сообщества молодых предпринимателей «Бизнес-молодость», как только не называют – кто «массовиком-затейником», кто «шутом», кто – «главой секты», а кто-то и «мошенником». Тем не менее он стал одним из победителей GSEA-2012.
– Мы проверяем всех участников конкурса, вникаем в их бизнес. Да, у Осипова странная для России ниша. Входной билет на наш финал стоит 300 рублей, а вход на тренинг Осипова – 30 тыс. рублей. Но то, что Выходцев не смог продать билет на свое мероприятие больше чем за 10 долларов, не означает, что не найдется Осипов, который продаст билет на аналогичное или похожее шоу за цену в сто раз большую. И ничего незаконного я в этом не вижу. Но на рынке почему-то считают, что это сделать невозможно, а значит Осипов – «гербалайфщик», мошенник… да каких только ярлыков у нас не вешают на успешных людей! Я Петра не очень хорошо знаю, но мне известно, что бизнес-модель их предприятия не противоречит ни одному из существующих законов.
– Кто финансирует премию?
– Премия развивается совместными усилиями таких людей, как Комиссаров, Бречалов, Седов (Алексей Комиссаров, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы; Александр Бречалов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»; Виктор Седов, руководитель Центра предпринимательства США–Россия. – прим. «Эксперт Online»).
– Вы вчетвером отбираете финалистов? И вообще, американцы как-то вмешиваются в вашу работу?
– Нет, не мы. Финалистов отбирала Международная организация предпринимателей. И эта организация – там не все американцы – напрямую контролирует нашу работу.
– По каким критериям отбираете предприятия?
– Мы рассматриваем только работающие, прибыльные проекты, а не идеи или еще не вышедшие на самоокупаемость стартапы. Также тщательно изучаются и сравниваются финансовые показатели каждого предприятия: прибыль, доход, EBITDA… На последнем этапе ребятам предстоит становиться настоящими шоуменами, чтобы представить свой бизнес жюри.
– А вам самому зачем нужна GSEA?
– Общение с молодыми – это драйв, это здорово стимулирует… И у меня есть желание поделиться опытом с молодежью.
Я сам начал заниматься бизнесом в 16 лет. Сначала торговал командирскими часами, потом шмотками, техникой. Тогда не было слова «предприниматель» – тогда нас называли как угодно: фарцовщики, утюги, спекулянты… И всю свою жизнь я продолжаю заниматься предпринимательством, параллельно учась в разных местах – сначала это была высшая школа, МГУ, Стэнфордский университет, MIT, сейчас у меня регулярно тренинги по самообразованию и саморазвитию. Главный вывод, который я сделал из собственного опыта: когда рядом с тобой есть правильный наставник, цели достигаются с меньшими усилиями. И только тогда ты, взойдя на очередную вершину, понимаешь, что дальше делать.
Дорогие сорта виски и яхты мне когда-то были интересны, но теперь у меня другие радости жизни. У нас по-прежнему нет традиций менторства, потому что происхождение богатства многих вызывает вопросы: кто-то украл сам, кто-то помог другим украсть. Но сейчас эта традиция формируется, меняется парадигма. Приходит понимание того, что есть другие ценности.
– А как же бизнес? Как вы зарабатываете на GSEA?
– Это некоммерческий проект – никто на нем не зарабатывает. Он, пожалуй, коммерчески выгоден только финалистам. Помимо бесплатной рекламы, они получают еще и консультации Всемирной организации предпринимателей. Финалисты имеют возможность через скайп связаться с любой компанией – членом организации, оборот которой не менее миллиона долларов. И получают любую консультацию в течение 24 часов.
– Действительно ли у молодежного предпринимательства есть особенности? Какие? Ведь принципы бизнеса одинаковы для всех.
– Принципы одинаковы, но особенности, безусловно, есть. Мозги у молодых в целом гибче, что хорошо во всех отношениях. Но самое главное – молодые предприниматели не боятся ошибаться. Вот мы, бизнесмены мооего поколения, боимся делать ошибки, часто интуитивно тормозим. Молодежь – безбашенная. Это неплохо, потому что уровень риска в предпринимательстве на порядок выше, чем в обычной жизни. Поэтому принимать решения для обычного человека бывает мучительно больно. У молодежи это быстрее получается.
GSEА (Global Student Entrepreneur Awards) – международный конкурс для предпринимателей до 30 лет, управляющих своими компаниями. Зародился в Школе бизнеса им. Джона Кука при университете города Сент-Луис (штат Миссури), США, как предпринимательский конкурс для американских студентов. В настоящее время в GSEA участвуют 42 страны. В России конкурс проводится с 2011 года.