Московская биржа и NASDAQ при участии корпорации «Роснано» будут создавать совместные механизмы привлечения потенциальных высокотехнологичных эмитентов и международных инвесторов. Цель подписанного на днях соглашения — расширить доступ к рынку капитала инновационным компаниям через размещение акций на этих двух торговых площадках. Сегодня в технологическом сегменте Московской биржи торгуется уже 41 ценная бумага, партнерство с NASDAQ должно помочь расширить этот рынок. О том, какое место данное соглашение занимает в стратегии американской биржи, «Эксперту» рассказал Адам Костял, глава европейского листингового подразделения в NASDAQ OMX.
— В последние годы в США появилось несколько новых торговых площадок, например BATS и Direct Edge, которые сейчас находятся в процессе слияния. Насколько серьезно эти новые игроки поменяли структуру американского биржевого рынка?
— Важно понимать, что в США сегодня ни у одной компании акции не торгуются исключительно на той бирже, где они были размещены. Торговля разделена в первую очередь между NASDAQ, NYSE, BATS и Direct Edge. Но при этом биржи получают часть доходов от торгов, а часть — от листингов. И если рынок обслуживания торгов достаточно фрагментирован, то бизнес по проведению листингов, по размещению акций в США разделен между двумя площадками — NASDAQ и NYSE. Если есть компания с листингом на NASDAQ, нет ничего удивительного в том, что лишь 25 процентов ее акций торгуется собственно на NASDAQ, а остаток — на 13 других биржах США. Так же обстоит дело и с NYSE. Поэтому конкуренция в бизнесе по обслуживанию торгов очень сильна. Именно из-за этого сливаются Direct Edge и BATS.
— В предыдущие годы биржи активно объединялись и в Европе. Насколько вы ощущаете рост конкурентного давления с этой стороны?
— Компании все чаще смотрят на Запад, потому что пул капитала в США больше, чем в Европе, особенно если говорить о таких секторах, как биотехнологии или даже доставка грузов по морю. Вполне закономерно, что российские компании приходят именно в США, а не в Европу. Это происходит не потому, что они наращивают свое присутствие в США или ориентируются на американский рынок, а потому, что здесь больше капитала и лучшее понимание их бизнес-модели. В США более развита индустрия привлечения розничных инвесторов, здесь лучше развит рынок институциональных инвесторов, здесь сильнее аналитика по секторам. Неудивительно, что и аппетит на IPO в Америке намного выше. Все это позволяет рассчитывать на лучшую оценку компании при размещении акций и на большую ликвидность на вторичных торгах. Именно поэтому такие компании, как Qiwi и «Яндекс», которые не планируют увеличивать операционную деятельность в США, все равно хотят размещаться там. В Европе подобная поддержка для целого ряда технологичных секторов значительно слабее. Конечно, из-за кризиса финансовый рынок — и американский, и мировой — стал меньше. Но если сравнить США и Европу, то в США новые компании выходят на биржу более активно.
— А как вы оцениваете слияние ММВБ