— Александр Владимирович, в качестве сопредседателя Центрального штаба ОНФ вы будете заниматься мониторингом исполнения указов президента, изданных в мае 2012 года. Есть ли проблемы с их исполнением в контексте сложной макроэкономической обстановки?
— Названное вами направление деятельности — одна из основных задач, которой будет заниматься ОНФ. Приведу пример выполнения «майских» указов. В соответствии с ними было дано 218 поручений. Только половина из них сняты с контроля, то есть выполнены в полном объеме. По нашей статистике, около 60 процентов «майских» указов либо не выполнены, либо выполнены формально (то есть правительство отчиталось, но при этом ничего качественно не изменилось). Причины этой ситуации таковы: за постановлениями правительства всегда идет ряд нормативных актов министерств и ведомств. Так вот, 60 процентов таких поручений оказались выполненными только в формате отчета правительства перед президентом. Это говорит о том, что неэффективна как минимум система контроля выполнения указов.
Все указы направлены на улучшение жизни граждан, на улучшение условий работы предпринимателей, на улучшение ситуации в ЖКХ, здравоохранении, образовании. Поэтому вполне естественно, что мы считаем необходимым включать в работу по контролю за их выполнением самих граждан. ОНФ видит одной из ключевых задач реализацию нового формата диалога, когда обратная связь от людей будет оценена, будет сделан подробный анализ предложений граждан и в случае необходимости этот анализ будет представлен президенту.
Актуальность проекта совершенно очевидна. По моему личному мнению, не все министерства, в чьей компетенции находится выполнение указов, не говоря уже о региональных администрациях, относятся к этому ответственно и способны эффективно исполнять то или иное поручение.
Что касается деятельности предпринимателей… В одном из «майских» указов, «О долгосрочной государственной экономической политике», Владимир Путин поручил правительству реализовать меры, направленные на упрощение бухгалтерской отчетности для отдельных категорий предпринимателей. В результате с 2013 года был введен обязательный бухучет для всех юридических лиц. То есть все вышло наоборот: хотели упростить, а на деле усложнили и создали неоправданный барьер для бизнеса. До этого коммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождались от бухучета. Теперь они вынуждены брать в штат бухгалтера либо пользоваться его услугами на аутсорсинге, а это дополнительные расходы.
В одном из пунктов указа правительству было поручено до 1 октября 2012 года внести в Госдуму законопроект о государственном стратегическом планировании. Правительство поручение исполнило, и законопроект в Думу был внесен в срок и принят в первом чтении. Но вот уже год, как по нему нет никакого движения. А поручение тем временем снято с контроля.
Есть и обратные примеры. С 2010 года Министерство экономического развития проводит оценку регулирующего воздействия нормативно-правовых актов, позволяющую сня