В московском Манеже проходит выставка «Романовы. Моя история» — событие не только значимое в культурной жизни страны, но и важное с точки зрения ажиотажного интереса к нему. Тысячи людей отстаивают многочасовые очереди, чтобы совершить виртуальное путешествие в 400-летнюю историю российского императорского дома. Выставка проводится в рамках ежегодного форума «Православная Русь» под покровительством патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Один из кураторов мероприятия архимандрит Тихон, наместник Сретенской обители, признается, что столь высокое внимание к выставке стало для организаторов настоящим сюрпризом.
— Честно говоря, мы не ожидали, что выставка вызовет такой огромный интерес. Нам даже говорили: ну кто пойдет на выставку — смотреть учебник истории? Но вот как утверждают руководители Манежа, за последние несколько лет такой посещаемости не было. В день бывает до 18 тысяч человек, а всего за две недели прошло около 250 тысяч. Людям приходится стоять в очередях иногда по три часа. В конце концов выставку продлили до 24 ноября.
— Какую главную цель преследовали организаторы, посвятив выставку четырехсотлетней истории династии Романовых?
— Чаще всего мы слышим от посетителей слова: вы открыли для нас нашу собственную историю. Это и было нашей главной задачей — представить необычайно значимый отрезок истории в некой цельности. А еще мы хотели отдать долг за несколько поколений наших соотечественников: поблагодарить эту великую, самую известную, но и самую оболганную, оклеветанную в России семью. Для нас очевидно, что все правители этой династии, за исключением, может быть, одного-двух персонажей, все свои силы отдавали на служение России.
— Двадцатый век оставил в массовом сознании очень много стереотипов о жизни императорской семьи и просто исторических фальсификаций.
— Вы правы. Мы ставили цель максимально полно и честно рассказать людям о жизни правителей из семейства Романовых, не занимаясь идеализацией, но и пытаясь расчистить эти пласты истории от трудов усердных очернителей.
А история наша действительно мало известна, в чем признавалось большинство посетителей выставки, с которыми мы беседовали. Скажем, царь Михаил Федорович: что мы о нем знаем? В лучшем случае слышали, что был такой юноша, на которого выпало управление целым царством. Что им самим управляли бояре и его отец патриарх Филарет и что вроде ничем особенным первый Романов себя не проявил. Но на самом деле приоткрывается совершенно иное зрелище.
Что это было за время? Смута. Страна разорена, раздираема дискредитировавшими себя, не способными к созиданию и управлению государством элитами. Бояре и духовенство дважды венчают на царство самозванца Лжедмитрия, Гришку Отрепьева, делая его своим законным царем. Затем следует бесславный хоровод: Василий Шуйский, второй Лжедмитрий (Тушинский вор), Семибоярщина, польский королевич Владислав, призванный на царство боярами. Политическая и духовная деградация доходит до поистине ужасающего уровня. Население с пяти миллионов человек сокра