В середине февраля в мэрии Новосибирска состоялся инвестиционный совет, на котором был утвержден ряд проектов, реализация которых планируется в рамках частно-государственного партнерства. Крупнейший из них — строительство в городе Центра паллиативной медицины (рабочее название проекта), специализированного медицинского учреждения для ухода за тяжелобольными людьми. Проект реализует ЗАО «Новосибирская медицинская корпорация» (многопрофильная компания, работающая в области медицинского обслуживания и консалтинга) Ольги Незамаевой в партнерстве с инвестиционной девелоперской компанией ООО «Интон» Сергея Гудака.
Стоимость проекта — около 100 миллионов рублей, срок окупаемости — 10–15 лет. Обсуждение этого проекта на инвестиционном совете мэрии — уже существенный шаг вперед и подтверждение намерений. Как рассказала «Эксперту-Сибирь» Ольга Незамаева, проект создания комплексной системы ухода за неизлечимыми пациентами и лицами старших возрастных групп, включающей в себя НИИ восстановительной медицины, хосписы, отделения сестринского ухода и временного пребывания, строительство сопровождаемого жилья, паллиативную помощь, был задуман еще около семи лет назад.
— Что происходило с вашим проектом эти годы?
— За это время был досконально изучен зарубежный и российский опыт в этой сфере, в том числе — система подготовки специалистов, особенности проектирования и строительства, существующее законодательное регулирование, экономика проекта. Чуть менее года назад было начато обсуждение возможности поэтапной реализации проекта на территории города с профильными департаментами мэрии Новосибирска. И на нынешний день мы имеем вполне реальное подтверждение готовности органов муниципальной власти реализовать заявленные намерения — проект получил одобрение на инвестиционном совете мэрии.
— Какая ситуация с хосписами в целом по России?
— Движение хосписов в России началось в Ленинграде еще при Анатолии Собчаке. Сейчас основная часть хосписов расположена в Москве и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге это государственные казенные учреждения, которые строятся и содержатся субъектами федерации. Стоимость пребывания пациента для бюджета, так называемый «койко-день» по состоянию на прошлый год — это 3,2–3,5 тысяч рублей в день.
— В чем состояла ваша первоначальная идея, с которой вы обратились в мэрию?
— Начнем с того, что хосписы, как и паллиативная помощь, — это функция государства. Но учитывая, что в системе здравоохранения города хосписные и паллиативные койки пока все еще не предусмотрены, а потребность в них реально существует, мы вышли с предложением вложить деньги в проектирование, строительство, оборудование здания для организации этих видов медицинской помощи, в обучение персонала и в организацию управления.
Но подобный проект не может быть реализован просто как частная клиника. Реальная стоимость пребывания больного в хосписе оценивается примерно в 90 тысяч рублей в месяц. Для большинства это нереальная сумма. Поэтому мы вышли со следующим предложением. Нам выделяют здание, мы в него вкладываемся и взамен обеспечиваем гарантированное выполнение муниципального заказа услуг паллиативной помощи. В этом случае, по нашим расчетам, проект должен был окупиться за 10-15 лет, то есть, в любом случае, это «длинные» деньги.
— Вы вышли с идеей на мэрию Новосибирска. Что было дальше?
— Дальше начались обсуждения. Стали искать помещение, прорабатывать сам проект, искать партнеров. После того как основные параметры стали понятны, началась проработка формы сотрудничества.
— Я правильно понимаю, что те условия, которые вам сейчас предлагает город, не совсем подходят?
— Город предлагает стандартные условия, на которые у него есть полномочия.
— Почему бы тогда не предложить проект на уровне региона, у которого полномочия в сфере здравоохранения есть?
— Одна часть проблемы состоит в том, что у региона, насколько мне известно, нет собственных земельных участков в Новосибирске. С другой стороны, в городе наличествует политическая воля для реализации такого социального проекта, как строительство центра паллиативной медицины. Поэтому мы и стараемся на базе существующей политической воли найти возможности для реализации проекта. Прошедший инвестиционный совет мы расцениваем как подтверждение намерений органов местного самоуправления к реализации проекта государственно-частного партнерства. Сейчас наша общая задача — найти юридические и экономические механизмы для того, чтобы проект был не только реализуем, но и окупаем. Ведь вложить 100 миллионов рублей в 25 коек — это, прямо скажем, неочевидная задача с точки зрения экономики.
— О каких сроках реализации проекта сейчас можно говорить?
— Если мы сейчас договоримся о форме партнерства, то, надеюсь, что за полгода вопрос с полным оформлением документации решить можно. Построить здание реально за 17–19 месяцев. Но, например, согласования, оформление документов могут идти долгие месяцы.