– Идея о том, что Россия должна стать интегратором на Евро-Азиатском континенте, была выдвинута нами в 2009 году. Она означает альтернативу ситуации яблока раздора между конкурирующими центрами и закладывает представление о возможности интегрального проекта солидарного развития всех цивилизационных центров вокруг России как государства-цивилизации.
Россия на протяжении своей истории осуществила несколько рывков в своем развитии, каждый из которых можно рассматривать как мегапроект. Причем сфера проектирования собственной судьбы всегда выходила за рамки чисто экономического прагматизма. Мегапроекты – не случайный выбор страны и народа, а глубинное свойство, способ развития. Однако Россия сегодня готова к настоящему мегапроекту, который позволит вырваться в пространство нового качества жизни, в новый промышленно-технологический уклад.
Развитие России как цивилизационного ядра и интегрированных с ним ареалов от Тихого океана до Атлантики воплощено в проекте «Трансъевразийский пояс развития» (ТЕПР).
Проект предполагает формирование на территории Сибири и Дальнего Востока важнейших составляющих нового техно-промышленного и социокультурного уклада. Принципиальными элементами этого уклада являются интегральная инфраструктурная система (мультиинфраструктура). Она объединит транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку воды, нефти и газа, обеспечит создание новых отраслей промышленности и новых научно-технологических и инженерных городов вдоль БАМа и Транссиба.
Интегральная инфраструктурная система – основа перехода к новому техно-промышленному укладу и модернизации страны. Важным шагом в этом направлении является создание мультиинфраструктуры – гибкого единства транспортных, энергетических и телекоммуникационных инфраструктурных систем (включающих космос и спутники). Это нужно не только для того, чтобы облегчить таможенные барьеры для обмена между государствами имеющимся ассортиментом продукции. Не менее важно запустить новую масштабную индустриализацию по производству принципиально новых товаров, услуг, технологий – на основе советского и мирового опыта и исходя из понимания тех реальных процессов, которые сегодня происходят в мире.
Необходим выход за ведомственно-отраслевой характер российской экономики. Должен быть осуществлен переход от моноотраслевых проектов к межотраслевым проектам, от проектов исключительно строительства инфраструктуры к проектам использования инфраструктуры. Если, например, проект начинает РЖД, то она втягивает в свою орбиту практически все основные, образующие основу российской экономики корпорации. Инфраструктурный инициатор (например, РЖД), запуская межотраслевой и надотраслевой проект ТЕПР, является проводящей системой для инвестиций в комплексные проекты: заказы на создание узлов мультиинфраструктуры будут поступать в энергетические, телекоммуникационные и машиностроительные предприятия.
ТЕПР означает формирование огромного внутреннего спроса: только железнодорожный транспорт обслуживают 19 отраслей, а сколько их будет для интегральной инфраструктуры в целом! Развитие железных дорог влечет ускоренное развитие индустрии тяжелого машиностроения, дизелестроения, электротехники, создание новых материалов, средств коммуникации и т.д. Интегративная инфраструктура – это рост комплексного социального капитала страны. Корпорации и целые сферы деятельности, которые связаны с новым социальным капиталом, естественно, оказываются включенными в более эффективный техно-промышленный и социокультурный уклад.
Сегодня в России нет органа, способного выявлять приоритетные проблемы, планировать масштабные способы их решения, а затем отслеживать продвижение в их решении. У нас в лучшем случае существуют группы прогнозистов, но не группы планировщиков и постановщиков целей развития. Поэтому на основе проекта ТЕПР предлагается создать экспериментальный вариант планирующего агентства, способного управлять процессами развития на территориях реализации проекта.
(Из доклада на заседании президиума РАН в марте 2014 года.)